«Цветы» анализ стихотворения Фета
Вы задумывались когда-нибудь о том, откуда взялись эти эфемерные создания — цветы? Сколько сложено преданий, легенд о нарциссе, розе, незабудке! Эти хрупкие и нежные творения, наверное, никого не оставляют равнодушным.
Хочется смотреть на них, вдыхать их аромат, даже целовать лепестки. Не остался равнодушным к этим хрупким созданиям природы и русский поэт XIX века Афанасий Афанасьевич Фет. Он так и назвал свое стихотворение — «Цветы».
Этому стихотворению и посвящен анализ.
Примечательно, что, несмотря на возникающие при чтении
С полей несется голос стада, В кустах малиновки звенят…
Это звуки поздней весны, когда луга покрылись травой, а значит, скотину начинают выгонять на пастбища. Да и голос малиновки мы можем услышать не раньше второй декады апреля.
И вдруг в ряду весенних созвучий возникает не звук — аромат, сладкий аромат «побелевших яблонь сада». Этот запах хорошо знаком каждому жителю России.
Действительно, именно яблоневый цвет по-настоящему свидетельствует
Не случайно во втором четверостишии автор сравнивает их с весной: «Безгрешно чисты, как весна».
Весна — пора любви. Это неоспоримо. Поэтому каждый человек, независимо от возраста, по мысли поэта, начинает испытывать любовную тоску, а цветы становятся как будто выражением этого любовного томления.
И поэту удается выразить данную мысль с помощью олицетворения: «Цветы глядят с тоской влюбленной, безгрешно чисты…» Да, чистота и безгрешность — истинно весенние состояния. Весной все происходит впервые: первая любовь, первое томление, а может быть, и первое разочарование.
Многие произведения Афанасия Афанасьевича посвящены теме весны. Весна вызывает любовь к жизни, порождает подъем душевных сил, поэтому настроение лирического героя приподнятое, хотя при этом философское, что вполне традиционно для творческой манеры Фета. Герой видит, что цветы яблони не просто источают аромат, но и роняют «с пылью благовонной плодов румяных семена».
Очевидно, мысль о зарождающейся жизни должна вызвать ответную радость. Поэтому герой, обращаясь к яблоне, называя ее «подругой розы», призывает «очами в очи» взглянуть, чтобы возродить лирического героя к жизни.
Использование в стихотворении человеческих понятий — «сестра», «подруга» — характерно для поэзии Фета, так как человеческие качества приписаны им многим явлениям природы. Лирические эмоции героя как бы разливаются в природе и наполняют мир его чувствами и переживаниями. А герой, в свою очередь, просит у цветущей яблони, чтобы она навеяла «живительные грезы» и заронила в сердце песню.
Следовательно, в конце произведения вновь слышна мелодия, точнее, греза о ней, что и подчеркивает связь с общим названием цикла — «Мелодии».
Так в небольшом по объему и довольно простом по содержанию (всего три четверостишия!) лирическом произведении автор смог передать целую палитру чувств и переживаний лирического героя. Здесь и ожидание прихода весны, и тоска по уходящей молодости, и надежда на восторг, упоение созерцаемой красотой природы — словом, все те чувства, которые позволяют человеку быть по-настоящему счастливым.