“Цветы последние милей…” анализ стихотворения Пушкина
Стихотворение Пушкина “Цветы последние милей…” посвящено близкой подруге поэта – Прасковье Александровне Осиповой. Эта помещица жила в Тригорском, которое находилось по соседству с Михайловским. Впервые Пушкин повстречался с Осиповой, когда отбывал ссылку в имении родителей.
В творчестве поэта Прасковья Александровна сыграла значительную роль. В произведениях Пушкина упоминание о ней встречается более ста раз. Поэт ласково обращался к женщине – “милая старушка”, а Осипова называла Александра Сергеевича – “сын
Именно Прасковья Александровна занималась организацией похорон поэта в Святогорском монастыре.
Осипова постоянно посылала Пушкину цветы из своего сада. Когда в очередной раз принесли от нее букет, поэт решил посвятить своей подруге стихотворение. Дата его создания – 16 октября 1825 года. Пушкин записал стихотворение в альбом Осиповой с посвящением.
При жизни поэта “Цветы последние милей…” не публиковались. Впервые читатели смогли познакомиться с этой миниатюрой в 1838 году в журнале “Современник”.
Первоначально стихотворение называлось “Последние цветы”.
Поздние цветы навевают тоску и воспоминания о недавних летних днях. Пушкин любил осень и во многих произведениях ярко описал это волшебное время года.
Стихотворение “Цветы последние милей…” относится к Жанру элегии. Оно написано Четырехстопным ямбом с трехсложной стопой и ударением на втором слоге. Поэт применил здесь смешанную рифмовку: в первых двух строках – парную, в четырех последних – перекрестную.
Для внимательного читателя смысл стихотворения раскрывается не сразу. В первых двух строках сказано о том, что осенние цветы милее весенних. Этому есть объяснение. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает.
Философский смысл этой фразы – в зрелом возрасте больше ценишь радости жизни, чем в молодости.
Две следующие строки продолжают эту мысль, но возникает вопрос: почему мечтания “унылые”? Последние строки стихотворения и вовсе кажутся загадочными. Как может быть разлука “живее сладкого свиданья”?
Но все становится на свои места, как только мы узнаем, что происходило в судьбе поэта в эти осенние дни.
В начале октября 1825 года в Тригорское приехала погостить Анна Керн, которая приходилась племянницей Прасковье Александровне. В этот раз возлюбленная Пушкина приехала не одна, а с мужем. Можно понять разочарование и горечь поэта, который не ладил с супругом Анны. Известно, что Пушкин и Керн состояли в активной переписке.
Послания поэта были полны любви и нежности, которые он доверял бумаге. И вот сейчас он видит Анну в Тригорском, но не может открыто проявлять к ней свои чувства. Поэтому выходит, что свиданье “сладкое”, но разлука была “живее”. Без сомнения, Прасковья Александровна знала об отношениях племянницы и поэта.
Поэтому ей были прекрасно понятны эти строки.
В миниатюре “Цветы последние милей…” Пушкин сумел использовать много художественных средств. Метафора “последние цветы” вызывает у читателя грусть и сожаление, а удачные Антитезы “последние – первенцы” и “разлука – свидание” оживляют сюжет. В произведении есть Олицетворение “мечтанья пробуждают” и красивые Сравнения : “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
Как всегда, точны и выразительны у Пушкина эпитеты: последние цветы, унылые мечтанья, сладкое свиданье, роскошные первенцы. Есть в стихотворении варианты инверсии: “цветы последние”, “разлуки час”. А слово “живее” поэт повторяет дважды, подчеркивая его важность.
Нежная осенняя зарисовка создает ощущение гармонии и светлой грусти, наводит на философские размышления. Всего шесть строк написаны в альбом подруги, но сколько в них скрытого смысла: неудачное свидание, ссора с возлюбленной, ревность, надежда на новую встречу, размышления о хрупкости счастья, о созвучии увядающей природы с настроением лирического героя.