Биография Ломоносова
М. В. ЛОМОНОСОВ (1711-1765) У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов. Он поистине был отцом новой русской науки и культуры.
Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия — вот основные отрасли, в которых он работал.
И везде он сказал свое слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим
В нем воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одаренность, беззаветное служение народу.
Михаил Васильевич Ломоносов был сыном крестьянина-рыбака. Он родился в ноябре 1711 года.
Его детские и юношеские годы прошли в деревне Денисовке (ныне Ломоносовка), недалеко от Архангельска.
С давних пор и до времен Ломоносова Поморский край находился в более благоприятных условиях по сравнению с остальной Россией. Сюда не дошли татаро-монголы, так сильно разорившие южную, центральную и
Эта торговля Руси с заграницей вовлекла местных жителей в промышленную и торговую деятельность.
Все это определяло сравнительно высокий культурный уровень жителей Поморья. У крестьян были книги, иногда имелись даже небольшие библиотеки. Север России, в частности родина Ломоносова, с давних пор был создателем и хранителем былин, сказок и других видов народной поэзии.
Богата была родина Ломоносова и замечательными памятниками старинной народной архитектуры, произведениями живописи и резьбы по кости.
Словом, этот край мог многое дать для умственного развития человека наблюдательного, впечатлительного и любознательного. А именно таким и был Ломоносов с детских лет. Он рано начал жить сознательной жизнью.
Мать Ломоносова умерла, когда ему было около девяти лет. С ее смертью окончились годы его детства. С десятилетнего возраста Ломоносов стал ездить с отцом на промысел в море, плавал с ним в Белом море и Ледовитом океане.
Эти трудные и опасные поездки по морю развивали в Ломоносове такие прекрасные черты, как наблюдательность, пытливость мысли, энергию, мужество, отвагу, приучали его к выносливости и упорству в достижении цели.
Примерно к десяти годам Ломоносов овладел грамотой и к двенадцати стал лучшим чтецом в своей приходской церкви. Если чтение церковных книг дало ему основательное знание славянского языка, то народная поэзия познакомила его с богатствами народного поэтического языка и художественными приемами изображения действительности. Устная поэзия была первой школой поэтического искусства для будущего поэта.
Другой такой же школой была «Рифмованная псалтырь»1 Симеона Полоцкого. Эта книга познакомила Ломоносова с силлабическим стихосложением. Книгу Симеона Полоцкого Ломоносов достал у своего односельчанина. У него же он взял и другие две учебные книги: «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого.
Это были замечательные по тому времени учебники. «Арифметика» Магницкого не только включала в себя математику, но и давала сведения по физике, астрономии, навигации, географии, а в «Грамматике» Смотрицкого излагались не только грамматика церковнославянского языка, но и теория литературы, включая стихосложение. Ломоносов так прилежно их изучал, что выучил наизусть. Впоследствии он называл эти книги «вратами своей учености». Однако пробудившаяся в юноше жажда знаний не могла найти себе удовлетворения на его родине: не было школы, где бы он мог учиться.
Тогда он решил уйти в Москву.
В декабре 1730 года, когда ему было 19 лет, Ломоносов отправился в Москву. С паспортом, выданным ему на год Холмогорской воеводской канцелярией, и с тремя рублями денег, которые дал ему сосед, Ломоносов пошел пешком. В Москве он определился сначала в Навигационную школу, но вскоре ушел оттуда, так как в этой школе были только младшие классы (старшие были переведены в Петербург), в которых изучали только «Арифметику» Магницкого, а ее Ломоносов знал наизусть Тогда Ломоносов, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию.
Около пяти лет (с января 1731 по ноябрь 1735 г.) провел Ломоносов в стенах академии. С жадностью принялся он за учение. Благодаря своим выдающимся способностям и трудолюбию он за первый год прошел курс трех классов.
С необыкновенной энергией и упорством преодолевал он разные трудности, с которыми встречался. За время пребывания в академии Ломоносов основательно овладел латинским и греческим языками, занимался историей, теорией литературы, прилежно изучал русские летописи.
В конце 1735 года в числе двенадцати лучших студентов Ломоносов был послан в Петербург для учения при Академии наук, а уже осенью следующего года он и еще два студента были отправлены в Германию для изучения горного дела. В городе Марбурге в течение трех лет Ломоносов занимался физикой, механикой, химией, математикой, овладевая немецким и французским языками, знакомился с немецкой и французской поэзией, обучался рисованию, изучал теорию языка и литературы.
В 1739 году, закончив занятия в Марбурге, Ломоносов отправился в Фрейберг, где должен был изучить горное дело. Но здесь Ломоносов пробыл недолго, так как не поладил со своим учителем, узким специалистом, не понявшим творческих исканий своего талантливого ученика, Ломоносов возвращается в Марбург и хлопочет о разрешении вернуться на родину; но прошел почти год, пока он получил из Петербурга приказ вернуться. 8 июня 1741 года Ломоносов возвратился в Петербург.
С января 1742 года Ломоносов начинает работать в Академии наук, сначала в должности адъюнкта (помощника профессора) физики, а с 1745 года — профессора (академика) химии. В течение 23 лет, до самой смерти, работал Ломоносов в Академии наук, развивая необыкновенную кипучую и разностороннюю деятельность, всего себя отдав делу развития русского просвещения, создания национальной культуры. Умер Ломоносов в 1765 году.