Анализ стихотворения «Мороз» Самойлов
«Мороз». Стихотворение является прямой стилизацией и Пушкина, и Тютчева:
Лихие, жесткие морозы,
Весь воздух звонок, словно лед.
Читатель ждет уж рифмы «розы»,
Но, кажется, напрасно ждет.
Напрасно ждать и дожидаться, Притерпеваться, ожидать Того, что звуки повторятся И отзовутся в нас опять.
Повторов нет! Неповторимы Ни мы, ни ты, ни я, ни он.
Неповторимы эти зимы И этот легкий, ковкий звон.
И нимб зари округ березы,
Как вкруг апостольской главы…
Читатель ждет уж рифмы «Розы»?
Ну что ж, лови
Сам факт повтора текстов предшественников, но в уже ином осмыслении, свидетельствует об утверждении поэтом вечности, непреходящих ценностей уже однажды созданной и пережитой красоты. Во фразе «Повторов нет!» скрыта ирония поэта, который сталкивает мгновение и вечность, повтор и неповторимость. Необязательно восстанавливать весь ассоциативный ряд стихотворения, здесь важна следующая мысль поэта — все повторимо, хотя и не буквально, но по закону изменчивости неизменного.
Глоссарий:
— давид самойлов анализ стихотворения
— анализ стихотворения самойлова
— анализ стихотворения дом-музей давид самойлов
— лихие жесткие морозы тропы
— мороз анализ самойлов
- Самойлов Давид Самойлов Давид — авторский псевдоним. Настоящее имя — Давид Самойлович Кауфман. Родился в семье врача. В 1938-1941 годах учился в ИФЛИ (Московский институт философии, литературы, искусства). В 1941 году Самойлов добровольцем ушел на фронт. Воевал. Сначала пулеметчик, а затем комвзвода разведки, Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина. Был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, […]...
- Д. С. Самойлов Д. С. Самойлов Давид Самойлов (1920-1990) скорее демифологизирует монументальные представления о культуре. Саркастической иронией наполнено его стихотворение «Дом-музей», в котором «музеификация» поэта стирает уникальность поэтической личности, заменяя ее набором анонимно-образцовых признаков, и тем самым оказывается синонимичной «смерти поэта» — уже в веках: «Смерть поэта — последний раздел. Не толпитесь перед гардеробом…» Монументально-мифологизирующие модели культуры вызывают […]...
- Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов Д. Самойлов (Кауфман) — поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Самарканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. […]...
- Биография Самойлов Давид Самуилович (1920 — 1990) Самойлов (настоящая фамилия — Кауфман) Давид Самуилович (1920 — 1990), поэт. Родился 1 июня в Москве в семье военного врача, который оказал на него большое влияние, много занимался его образованием. Стихи начал писать рано, но поэтом себя долго не считал. В 1938 окончил с отличием школу и без экзаменов поступил в ИФЛИ […]...
- Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковский «Юбилейное» (1924). В основе композиции стихотворения — беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто «в жизни был мастак «балалаечников». Ключевой фразой стихотворения являются слова: «Я люблю вас, но живого, […]...
- Анализ стихотворения Бунина «Первый утренник, серебряный мороз!…» Тема природы — главная в бунинской лирике. В пейзажной поэзии нередко находила отражение жизненная философия Ивана Алексеевича. Природу писатель считал целительной и благотворной силой, способной многое подарить человеку — радость, мудрость, ощущение разнообразия и вместе с тем целостности окружающего мира. В символистских кругах Бунин считался архаистом, так как его не прельщало стремление декадентов уйти в […]...
- Анализ стихотворения «В ресторане» Блока «В ресторане» (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблен». В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть […]...
- Анализ стихотворения «Арион» Пушкина «Арион» (1927). Стихотворение по форме является иносказанием, в основе которого древнегреческая легенда. Обращаясь к мифологическому сюжету, поэт размышляет о себе и своем поколении. В поэтическом произведении переплетаются три образа: образ «мы» — единство, братство друзей; образ «я» — лирическое самовыражение поэта и «челн» как олицетворение тех сил, которые противопоставлены друг другу. Наибольшие затруднения у поэта […]...
- Анализ стихотворения Бунина «Мороз» В произведении, написанном летом 1903 г., изображен погожий зимний вечер. Спящая природа, обилие инея и блеска, серебристые и голубые оттенки — это доминанты морозного бунинского пейзажа. Над «хрустальным царством лесным» царит «таинственное дно» Млечного Пути. Вглядываясь в необъятное звездное пространство, герой чувствует себя способным «понять незримое» и приблизиться к разгадке вечности. Звездное небо задает ритм […]...
- Анализ стихотворения «Еще томлюсь тоской желаний…» Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний…» (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения — тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неизменное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: «милый образ, незабвенный», «недостижимый, […]...
- Анализ стихотворения «Письмо к маме» Окуджава «Письмо к маме». В данном стихотворении поэт многое осмысливает по-новому: он стремится понять, почему все так произошло и с его семьей, и в целом со страной. Лирический герой обращается к матери, сосланной в Красноярск на лесоповал, и призывает ее к милосердию, так как ее палачи не ведали что творили, поэтому рефреном проходят следующие строки: Прости […]...
- Анализ стихотворения «И скучно и грустно..» Лермонтова «И скучно и грустно..» (1840). В этом стихотворении взгляд поэта сосредоточен не на внешнем мире, а на душевных переживаниях человека. Лирическое произведение построено в форме внутреннего монолога, искренней исповеди лирического героя Желанья… что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят — все лучшие годы! Любить… но кого же? на время — не стоит труда, […]...
- Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»; Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день […]...
- Анализ стихотворения «Ты пробуждаешься, о Байя…» Батюшкова «Ты пробуждаешься, о Байя…» (1819). Эту элегию Батюшков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских императоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит горечь. Для поэта в этот период она необходимый источник вдохновения: Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении Аврориных лучей, Но не отдаст тебе багряная денница Сияния протекших дней, Не […]...
- Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко…» Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» (1841). «На севере диком…» является вольным переводом стихотворения Г. Гейне немецкого поэта — «Сосна стоит одиноко». Главная тема произведения Гейне — разлука двух влюбленных. Основная тема стихотворения Лермонтова — трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозможность его преодолеть. Трагизм ощущения сосны и пальмы передан с помощью художественно-изобразительных средств: «Одета, как […]...
- Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832). В этом стихотворении отразились романтические устремления юного Лермонтова. Поэт на примере судьбы Байрона как бы предугадывает будущий конфликт между творцом-художником и обществом: Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Поэт выражает уверенность в своем избранническом уделе: Кто толпе мои расскажет думы? Я — или Бог […]...
- Анализ стихотворения «Кавказ» Лермонтова «Кавказ» (1830). Стихотворение отличается особым нежным лиризмом: воспоминания о красоте и величии кавказского пейзажа переплетаются с сокровенными переживаниями поэта — воспоминанием о матери: В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Комментарием к автобиографическим […]...
- Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковский «Прозаседавшиеся» (1922). Это стихотворение послереволюционного периода относится к сатирическим произведениям Маяковского, в котором высмеивается бюрократизм — вновь появившийся порок человеческого общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворении ведущим сатирическим приемом становится гротеск — происходит смешение реального и фантастического. Поэтом дан образ раздвоившегося человека: Взъяренный, На заседание Врываюсь лавиной Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: […]...
- Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова «Тучи» (1840). У поэта тучи ассоциируются со странничеством, с изгнанничеством: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране Риторические вопросы, используемые в тексте стихотворения. помогаю г […]...
- Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» (1836). Природа в стихотворении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — […]...
- Анализ стихотворения «Настоящую нежность не спутаешь…» Ахматова «Настоящую нежность не спутаешь…» (1913). Н. Недоброво, анализируя данное стихотворение из сборника «Четки», писал, что ахматовская «речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия…»: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и ока тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой […]...
- Анализ стихотворения «Вечер» Жуковского «Вечер» (1803). Элегия принадлежит к произведениям романтизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает «музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций». Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
- Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова «Два великана» (1832). Стихотворение написано об Отечественной войне 1812 года, о поединке России и Наполеона. Произведение построено на аллегории: столкновение русских и французов изображено как состязание великанов: В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран. У Лермонтова сюжет дан обобщенно, а главным оказывается выражение отношения поэта к соперникам. […]...
- Анализ стихотворения «Поэзия» Пастернак «Поэзия» (1922). Стихотворение объясняет роль поэта в мире, назначение поэтического творчества. Новое понимание человека и мира, как двух частей единого целого, рождает и новое понимание происхождения и задач искусства. Поэзия нужна не для того, чтобы изображать жизнь, описывать события, характеризовать чувства, переживания поэта. Искусство равно жизни, берет в жизни свое начало: Поэзия, когда под краном […]...
- Анализ стихотворения «Осень» Баратынского «Осень» (1839). В стихотворении, написанном в явной полемике с пушкинской «Осенью», исполненной одушевления жизни, Баратынский создает неповторимую картину оцепенения природы: И вот сентябрь замедля свой восход, Сияньем хладным солнце блещет, И луч его в зерцале зыбком вод Неверным золотом трепещет. Седая мгла виется вкруг холмов; Росой затоплены долины; Желтеет сень кудрявая дубов, И красен круглый […]...
- Анализ стихотворения «Да. Так диктует вдохновенье…» Блока «Да. Так диктует вдохновенье…» (1911-1914). В стихотворении выражено неприятие Блоком «ужасов жизни», «страшного мира», в котором погрязло настоящее: Всю жизнь жестоко ненавидя И презирая этот свет, Пускай грядущего не видя, Дням настоящим молвив: нет! По мысли А. Блока, поэт должен выражать открыто свое несогласие существующему миропорядку, стереть «румяна жирные» лживой жизни: На непроглядный ужас жизни […]...
- Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина «Мадонна» (1830). По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но понятно, что данное лирическое произведение имеет и обобщающий смысл: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Идеал скромной жизни, вдохновленной трудом и красотой, выражен поэтом в следующих строках: …Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: […]...
- Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» Фет «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Стихотворение относится к ранним произведениям Фета и является подлинно новаторским. Набор звуков и зрительных впечатлений образует художественно убедительную картину: возлюбленная вечером пришла на встречу влюбленных, затем ночь любви, наконец, утро и слезы расставанья: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд […]...
- Анализ стихотворения «Король» Окуджава «Король». Стихотворение посвящено Великой Отечественной войне, воспоминаниям о ней: Но однажды, когда «мессершмитты», как вороны, разорвали на рассвете тишину, наш Король, как король, он кепчонку, как корону — набекрень, и пошел на войну. Здесь создан романтический образ московского мальчишки, по-рыцарски благородного, верного друга, ставшего воином и погибшего на полях сражений: Вновь играет радиола, снова солнце […]...
- Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…» Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков…» Стихотворение относится к лирике 30-х годов. В нем мотив кризиса века связан с личной бедой. Век сравнивается поэтом с волкодавом, становится «зверем»: Мне на плечи бросается век-волкодав, но не волк я по крови своей… Все окружающее становится смертельно-опасным. Пространство стихотворения резко сжимается. Лирический герой ощущает трагедию века, трагедию современности. Пространство […]...
- Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной…» Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, — нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, — воплощение внутреннего мира человека во […]...
- Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова «Монолог» (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов обращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт называет те причины, которые приводят его поколение к духовному равнодушию, к социальной пассивности: Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь […]...
- Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912). Данное стихотворение А. Блока посвящено «страшному миру». Лирический герой — человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет […]...
- Анализ стихотворения «Утро в Москве» Блока «Утро в Москве» (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […]...
- Анализ стихотворения «К друзьям» Батюшкова «К друзьям» (1815). В данном послании Батюшков признался: И жил так точно, как писал… Ни хорошо, ни худо! Счастливые виденья его легкокрылых стихов говорили больше о потребности сердца, чем о реальных праздниках. Батюшков был «поэтом радости» только в мечтах. Поэт гордится не искусством рифм и слов, а искренностью чувства, тем, что в его лирических произведениях […]...
- Анализ стихотворения «Гамлет» Пастернак «Гамлет» (1945-1955). Это стихотворение открывает цикл стихов Юрия Живаго, главного героя одноименного романа Пастернака. В романе дана история как драматическое действие, в центре которого художник. В стихотворении «Гамлет» лирический герой чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего «сумрака ночи». Он нравственно противостоит власти лжи, противится мраку: Я один, все тонет в фарисеистве. Жизнь прожить […]...
- Анализ стихотворения «О сущем» Твардовский «О сущем». Стихотворение относится к философской лирике Твардовского: поэт размышляет о посмертной духовной связи людей и поколений. Лирического героя не волнуют посмертная слава, власть, мелочные почести, но он по праву стремится найти свое место, свою часть на земле: Мне славы тлен — без интереса И власти мелочная страсть. Но мне от утреннего леса Нужна моя […]...
- Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» написано 24 октября 1907 года. Как холодным северным октябрьским днем рождается подобное стихотворение — это истинная поэтическая загадка. Общее впечатление от стихотворения — стремительность и тревожная радость. Отмечаем художественные особенности для того, чтобы помочь в выборе нужных интонаций для выразительного чтения. Трехстопный анапест придает произведению стремительность вальса. […]...
- Анализ стихотворения «Рабочий» Гумилев «Рабочий» (1918). Размышляя о смысле человеческого существования, поэт пишет стихотворение «Рабочий», в котором фактически предсказывает свою насильственную смерть: Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной… Кровь ключом захлещет на сухую, Пыльную и мятую траву. И Господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век. Слово «рабочий» — «невысокий старый человек» […]...
- Анализ стихотворения Брюсова — размышление о судьбе поэта Стихотворение В. Я. Брюсова — размышление о судьбе поэта, о назначении поэтического творчества. Брюсов видит тяжелый трудный путь поэта. Все его произведение является своеобразным наставлением, призывом тем, кто считает себя настоящим поэтом. Автор воспринимает поэзию как стихию. Лирический герой настолько предан «делу, которому служит», что для него «добродетель — готовность взойти на костер». Дар поэта […]...