Анализ сказки-были А. П. Платонова “Неизвестный цветок”



1) Особенности жанра произведения. Произведение А. П. Платонова “Неизвестный цветок” относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. “Неизвестный цветок” по жанру сказка-быль. Сказка-быль – литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях).

Начало произведения А. П. Платонова “Неизвестный цветок” напоминает жанр сказки: “Жил на свете маленький цветок”.

/> 2) Особенности сюжета. Сюжет – последовательность событий в художественном произведении.
– Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)
– Как заканчивается произведение А. П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)
3) Характеристика героев произведения.
Образ цветка.
– Когда начал свою жизнь маленький цветок? (“однажды упало из ветра одно семечко”)
– Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? (“Долго томилось это семечко, а потом напиталось
росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти”.)
– Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)
– Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)
– Как А. П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? (“Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь”.)
– Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)
Образ девочки Даши. Даша – пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.
– Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому “написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло”)
– Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)
– Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? (“Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я”, – подумала Даша”.)
– Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)
– О чем думала Даша всю долгую зиму? (“о маленьком, неизвестном по имени цветке”)
4) Художественные особенности сказки-были.
– Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? (“голый каменный пустырь”, “мертвую глину”, “голый камень”, “сухую глину”)
– Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: “листья его не могли… стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета”, “венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного”, “светился живым мерцающим огнем”; сравнение: лепестки, “как у звезды”; метафоры: “выпустило из себя тонкие волоски корешка”, “листья тяжелели от росы”; олицетворения: “томилось это семечко”, “приютилось оно”, “цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям”, “он трудился день и ночь”, “он… превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости”, “цветок… не хотел жить печально”, “он дремал” и др.)
– Какой поэтический прием использует А. П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ сказки-были А. П. Платонова “Неизвестный цветок”