“Неизвестный цветок”, анализ произведения Платонова
Жанр произведения Андрея Платоновича Платонова “Неизвестный цветок” очень сложно отнести к какой-то определенной разновидности. В литературной критике чаще всего можно встретить термин ” Рассказ “, однако правильнее это произведение отнести к Литературной сказке. Сам автор определил жанр как Сказка-быль.
Действительно, в “Неизвестном цветке” переплетаются правда и вымысел.
Начало напоминает сказку: “Жил на свете маленький цветок”. Однако уже в следующей строке обозначена реальность: цветок жил на пустыре,
Эта история цветка могла бы уже сама по себе стать законченным произведением – своеобразным Гимном трудолюбивому цветку. Тогда произведение вполне могло называться Басней, потому что содержит явную Аллегорию : за образом выживающего цветка можно увидеть судьбу человека первой половины ХХ века, которому непросто пришлось в суровые годы Гражданской
Однако появление девочки Даши не просто развивает сюжет, но и продолжает сказочную линию. Пионерка, отдыхающая в лагере по соседству, идет на станцию, чтобы отправить письмо матери. На краю пустыря она чувствует благоухание и видит действительно необычный цветок: он напоминал звезду, ведь “светился живым мерцающим огнем”, и его можно было увидеть даже в темную ночь.
Как и положено в сказке, Даша начинает разговаривать с цветком и узнает, что он стал таким, “на других непохожим”, потому что ему трудно одному. Девочка пригласила своих друзей-пионеров посмотреть на необычный цветок. На этом заканчивается сказка и начинается быль.
Пионеры оценили героическую борьбу маленького труженика и решили ему помочь. Они обошли пустырь, измерили его площадь и высчитали, сколько нужно привезти тележек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Дети советской страны искренне хотели помочь маленькому цветку, чтобы он отдохнул, а из его семян выросли бы “самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде”. В этом стремлении изменить жизнь тоже прочитывается советская идеология: дети должны жить лучше своих родителей, поэтому родители готовы терпеть лишения ради лучшего будущего. Да и стремление вырастить лучшие в мире цветы тоже явно перекликается с мифом о самой лучшей жизни в стране победившего социализма. Один из девизов эпохи звучал так: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью”.
Вот и сказка Андрея Платонова превратилась в быль.
Четыре дня трудились пионеры на пустыре, удобряя землю. Вскоре на месте пустыря появился воспетый когда-то поэтом Владимиром Маяковским “город-сад”. После этого пионеры потеряли интерес к этому пустырю и отправились путешествовать, очевидно, выискивая новые объекты для преобразования.
Только Даша, чувствуя ответственность за своего маленького друга, перед отъездом домой навестила его. А потом помнила о нем в течение всей долгой зимы.
Когда девочка вновь приехала в лагерь, она первым делом побежала на пустырь, но не нашла своего друга. Да, пустырь преобразился: он весь зарос травой и пестрел цветами, над ним порхали бабочки и летали птицы. Новые цветы были хорошими, но не походили на тот цветок, ведь им не пришлось бороться за свою жизнь.
В финале произведения все завершается благополучно, как и положено в сказке: Даша видит новый цветок, который, в отличие от отца, был еще лучше и прекрасней, ведь вырос “из середины стеснившихся камней”. Он был “живой и терпеливый”, как его отец, но оказался сильнее его, потому что “жил в камне”. Однако этот цветок уже не говорил с Дашей, а звал к себе “безмолвным голосом своего благоухания”.
Такой реалистичный финал, по мысли автора, содержит вполне очевидную мысль. Тот факт, что герой-цветок смог вырасти в камне и глине, чудесен, но это не сказка. Трудолюбие, упорство, стремление к высокой цели должны быть вознаграждены.
Только те, кто по-настоящему к чему-то стремится, проживают необычную жизнь, становятся особенными, не похожими на других.
Конечно, в условиях унитарного общества, когда утверждалась мысль о том, что человек – винтик или колесико огромного механизма под названием государство, идея писателя должна была восприниматься как крамола. Рассказ, вернее, быль Платонова вселяет надежду на обретение собственной индивидуальности даже в условиях тоталитарного государства.
Как и в других произведениях русского писателя, заслуживает внимания особый стиль Андрея Платонова: необычное словоупотребление (например, “упадали”, “стеснившихся”), своеобразную примитивизацию языка за счет использования просторечных слов и выражений (“нету”, “меж”, “ими”, “помаленьку”, “нынче”), нарушение лексической сочетаемости (“черная тучная земля”, “вырастут и не погибнут”).
Мир Платонова – всегда живой мир, со своими чувствами и побуждениями. Это даже не олицетворение – это особое мировосприятие. Глина на пустыре – сухая, а значит, мертвая.
Цветок сторожил ветер, трудился, чтобы “жить и не умереть”. По мнению Даши, он не просто пахнет – “он так дышит”. У Платонова окружающий человека мир действительно живой, со своими чувствами, побуждениями.