Анализ “Песня о друге” Высоцкого В. С

“Песня о друге”
“Песня о друге” – одно из наиболее ярких произведений в творчестве B. C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме – теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм – неотъемлемое качество человека с высокими моральными принципами, и антимещанскую позицию, столь характерную для флибустьерского духа эпохи шестидесятничества.
B. C. Высоцкий выступает в “Песне о друге” как тонкий знаток человеческих душ, понимающий разницу между тем

образом, который хочет создать человек в глазах окружающих, и его истинной сущностью, которая порой бывает совершенно иной.
До конца раскрывается человек и его способность на самоотверженные поступки только в экстремальных ситуациях, например в горах, где от поведения одного альпиниста, идущего в общей связке, напрямую зависит жизнь его товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом, ему можно доверять.
Наряду с основной сюжетной линией произведения звучат рассуждения о социальном явлении,
при котором человек выглядит как “и не друг, и не враг, а – так”. Люди общаются, доверяют друг другу свои мысли, делятся мечтами и радостями. Но как только человеку становится нужна реальная помощь и поддержка, дружеский настрой в отношениях куда-то исчезает.
Весьма резко, даже, можно сказать, жестко звучит вердикт, вынесенный B. C. Высоцким во второй строфе по отношению к парню, который “сразу раскис” в горах: “Ты его не брани – гони: Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют”. Дружеское отношение нужно заслужить своими личными качествами. Для людей, которые не достойны этого,
B. C. Высоцкий находит красноречивое определение: “чужой”. Здесь же возникает образ песни, которой достойны только настоящие друзья. Наказанием же для трусов и слабых духом нытиков будет изгнание и забвение, как, например, был изгнан из племени людского эгоистичный Jlappa в “Старухе Изергиль” А. М. Горького.

Но Ларра совершил преступление: он убил отказавшую ему девушку. Он достоин своей участи. Герой же B. C. Высоцкого, который не смог справиться с малодушием, может быть, еще попытался бы преодолеть свой страх и стать настоящим человеком. Однако поэт не оставляет ему второй попытки.

В этом есть определенная категоричность и жесткость авторской позиции. Но такой уж он максималист по духу – лирический герой поэзии B. C. Высоцкого. Для него не существует полутонов: в мире есть лишь добро и зло, белое и черное, а то, что кажется серым, всегда может почернеть в любую минуту.
Однако несмотря на подлость и предательство, нередко поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что такое понятие, как дружба, не иссякнет.
Именно поэтому третья заключительная строфа посвящена положительному образу – образу настоящего друга, который “шел за тобой, как в бой”. Предательство в горах тем самым приравнивается к предательству на поле битвы. Образ покорителей вершины в финале стихотворения обладает необыкновенной притягательной силой: ничто не приносит человеку такой огромной радости, как радость победы над собой.

Наградой за преодоление тягот и испытаний становится для лирического героя и его верного друга прекрасный вид с покоренной вершины горы.
Покорение вершины – образ, обладающий в стихотворении B. C. Высоцкого высокой силой художественного обобщения. Каждый из нас покоряет на жизненном пути свои вершины, чтобы в конце концов взять самую сложную высоту – достигнуть духовного совершенства. Но человеку трудно пройти свой путь одному: настоящие друзья – это именно те, кто до конца разделяет с ним и огорчения, и радость победы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (7 votes, average: 3.29 out of 5)
Loading...

Анализ “Песня о друге” Высоцкого В. С