Разные лица Владимира Высоцкого

Известно, что о Высоцком при жизни ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто он такой, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен? Он не был ни тем, ни другим, ни третьим, как не был и альпинистом, и шофером, и простым рабочим парнем.

Но когда говорил от лица того или иного персонажа, получалось так убедительно, что слушатели — верили.

Как ему это удавалось? Сказать, что он знал жизнь, не значит ответить на вопрос. В мире немало людей с куда большим жизненным опытом, чем у него, родившегося и выросшего в Москве, работавшего в столичном

театре. Но он обладал редким даром сочувствия.

Когда говорил от чьего-то лица (и как актер, и как поэт-певец), перевоплощался полностью, не оставляя зазора между собой и своим героем. Он находил в каждом нечто созвучное себе. Он сам был упрям и решителен, как те, о ком пел:

Отставить разговоры!

Вперед и вверх, а там…

Ведь это наши горы,

Они помогут нам…

(«Мерцал закат, как блеск клинка…»)

Он любил своих друзей и остро переживал потери — совсем как герой его песни «Он не вернулся из боя».

Он любил жизнь и верил в ее победу над любой бедой, как и те солдаты, которые,

видя выжженную Землю, бились за ее возрождение:

Кто сказал, что Земля не поет,

Что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь Земля — это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу.

(«Песня о Земле»)

Он знал состояние высшего духовного взлета, пережил минуты счастья в творчестве и в любви, и герои его песен делили с ним эту радость:

Весь мир на ладони — ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем —

Другим, у которых вершины еще впереди.

(» Верши на»)

Но не только реальные люди были ему созвучны, но и литературные и фольклорные персонажи: отказавшийся от дележа и невзлюбивший свой век Гамлет, очарованная сказкой Алиса и даже бесшабашный Соловей-Разбойник.

Были у него, конечно, и песни, на героев которых он не был похож. Он писал свой портрет «от противного», в красках изображая тех, кто был ему глубоко неприятен.

У них денег — куры не клюют,

А у нас на водку не хватает, —

Пел он голосом завистника. Этот голос был ему хорошо знаком, ведь и вокруг него, талантливого и знаменитого» шептались завистники. Высоцкий не боялся, что его «перепутают» с отрицательным персонажем.

Просто знал себе цену.

В некоторых песнях он представал без маски и тогда был пугающе, беззащитно искренен:

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза,

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

(«Я не люблю»)

А в общем-то он каждой строчкой стихов, каждой нотой песен рассказывал о себе — то весело, то очень серьезно, не боясь ни иронии, ни патетики, страшась и не допуская только одного — фальши.

Познакомившись с современными поэтами, мне бы хотелось остановиться на творчестве В. Высоцкого. Всего лишь один урок, где звучали стихи и песни в его исполнении, записанные на грампластинках, где рассказали о его жизни и творчестве, и несколько часов работы дома, а сколько нужного и интересного я узнала, поняла. Все это заставило задуматься и сделать определенные выводы. И не согласиться со словами И. Талькова невозможно.

В июле будет Двенадцать лет, как нет этого прекрасного поэта, голос которого звучит во многих уголках нашей страны, продолжает жить, не умолкая. И вот у меня появился «свой собственный Высоцкий», о котором мне бы хотелось рассказать. О нем можно говорить очень много, потому что В. Высоцкий — неординарная личность, одаренная натура, талантливый человек.

Что бы ни делал: исполнял песни, снимался в кино, играл в спектаклях, — он всегда работал с полной самоотдачей, на износ. Он был и остается самим собой, весь на виду со своими удачами и неудачами, сомнениями и убежденностью. И как доказательство этому — книга М. Влади «Владимир, или Прерванный полет».

Но песня — самое главное в его жизни. По этому поводу он говорил: «Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну — театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую — только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит!»

Им написано много песен, в которых заключено все, что он думает об искусстве, о жизни, и о людях. Творчество поэта многогранно и разнообразно. Кого-то покорила лирика о любви, кому-то ближе военные песни, кто-то рад «сказочным песням».

Хоть В. Высоцкий был и актером, попробовал на себе различные характеры людей, побывал в разных ситуациях, он всегда оставался искренним, простым и откровенным. Писать по заказу Высоцкий не мог и не хотел, писал только о том, что его волновало, интересовало, о чем болели душа и сердце. В песне «Я не люблю» полностью раскрыты его взгляды на мир, на жизнь, показано его отношение к людям, к себе, что ему было дорого, что он ненавидел:

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более — когда в нее плюют.

Пусть меняется мир, пусть меняются взгляды у людей, пусть произойдет большой переворот в стране, В. Высоцкий не продаст свою совесть и не отступит от своих идей, он меняться не собирается:

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю.

Сила творчества Высоцкого — в его честности. Он не писал и не пел о том, чего не чувствовал, не переживал, не переболел. Его песни — не просто мысль, облаченная в стихотворение — музыкальную форму, но состояние души. Он считал: «Неважно, кто и как исполняет, в какой форме!

Важно — что! и интересно это людям или нет».

Свое сочинение мне бы хотелось закончить словами самого В. Высоцкого:

Но кажется мне, не уйдем мы с историей

На заслуженный и нежеланный покой…

На сегодняшний день мы видим, что эти слова не нуждаются в доказательстве.

В. Высоцкий продолжает свою жизнь.


Разные лица Владимира Высоцкого