Анализ песни Высоцкого В. С. “Песня о друге”

“Песня о друге” – одно из наиболее ярких произведений в творчестве B. C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме – теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории.

Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм – неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для фли­бустьерского духа эпохи шестидесятничества.

B. C. Высоцкий выступает в “Песне о друге” как тонкий знаток человеческих душ, понимающий разницу между тем образом, который хочет

создать человек в глазах окружаю­щих, и его истинной сущностью, которая порой бывает со­вершенно иной.

До конца раскрывается человек и его способность на са­моотверженные поступки только в экстремальных ситуациях, например в горах, где от поведения одного альпиниста, иду­щего в общей связке, напрямую зависит жизнь его товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом, ему можно доверять.

Наряду с основной сюжетной линией

произведения звучат рассуждения о социальном явлении, при котором человек вы­глядит как “и не друг, и не враг, а – так”. Люди общаются, до­веряют друг другу свои мысли, делятся мечтами и радостями. Но как только человеку становится нужна реальная помощь и поддержка, дружеский настрой в отношениях куда-то исчезает.

Весьма резко, даже, можно сказать, жестко звучит вер­дикт, вынесенный B. C. Высоцким во второй строфе по отношению к парню, который “сразу раскис” в горах: “Ты его не брани – гони: Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют”. Дружеское отношение нужно заслужить своими лич­ными качествами. Для людей, которые не достойны этого, B. C. Высоцкий находит красноречивое определение: “чу­жой”. Здесь же возникает образ песни, которой достойны только настоящие друзья.

Наказанием же для трусов и сла­бых духом нытиков будет изгнание и забвение, как, напри­мер, был изгнан из племени людского эгоистичный Лappa в “Старухе Изергиль” Л. М. Горького. Но Ларра совершил пре­ступление: он убил отказавшую ему девушку. Он достоин своей участи.

Герой же B. C. Высоцкого, который не смог справиться с малодушием, может быть, еще попытался бы преодолеть свой страх и стать настоящим человеком. Однако поэт не оставляет ему второй попытки. В этом есть опреде­ленная категоричность и жесткость авторской позиции. Но такой уж он максималист по духу – лирический герой по­эзии B. C. Высоцкого.

Для него не существует полутонов: в мире есть лишь добро и зло, белое и черное, а то, что кажет­ся серым, всегда может почернеть в любую минуту.

Однако несмотря на подлость и предательство, нередко поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что такое понятие, как дружба, не иссякнет.

Именно поэтому третья заключительная строфа посвящена положительному образу – образу настоящего друга, который “шел за тобой, как в бой”. Предательство в горах тем самым приравнивается к предательству на поле битвы. Образ поко­рителей вершины в финале стихотворения обладает необык­новенной притягательной силой: ничто не приносит человеку такой огромной радости, как радость победы над собой.

На­градой за преодоление тягот и испытаний становится для ли­рического героя и его верного друга прекрасный вид с поко­ренной вершины горы.

Покорение вершины – образ, обладающий в стихотворе­нии B. C. Высоцкого высокой силой художественного обобще­ния. Каждый из нас покоряет на жизненном пути свои вершины, чтобы в конце концов взять самую сложную высоту – достигнуть духовного совершенства. Но человеку трудно пройти свой путь одному: настоящие друзья – это именно те, кто до конца разделяет с ним и огорчения, и радость победы.

Глоссарий:

– высоцкий песня о друге анализ

– песня о друге анализ

– анализ песни высоцкого песня о друге

– песня о друге высоцкий анализ

– анализ стихотворения песня о друге


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ песни Высоцкого В. С. “Песня о друге”