«Жизнь в раболепстве самом пылком» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Комедия «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым в 1823 году. Писатель запечатлел в своем произведении два лагеря, существовавших в общественной жизни 20-ых годов 19 века. С одной стороны, в то время в России были люди прогрессивные, независимые и образованные, люди, ратующие за развитие своей страны. Им противостоял очень многочисленный лагерь людей с консервативными, косными взглядами, чуждых науки и образования, живущих под игом чужого мнения и косого взгляда со стороны уважаемых авторитетов.
Таких людей было большинство. Грибоедов
Автор рисует основные сферы жизни человека и показывает, что везде люди наподобие Фамусова живут «в раболепстве», пытаясь угодить общественному мнению.
Вот государственная служба, служба на пользу отечества. Здесь в полной мере процветает дух раболепства. Пример подают «отечества отцы».
Дядя Фамусова, Максим Петрович, пробыл «век при дворе, да при каком дворе!» В чем же заключались его заслуги?
Зато «кто слышит при дворе приветливое слово…кто пред всеми знал почет? Максим Петрович!»
Начальник Молчалина, Фома Фомич, «при трех министрах был начальник отделенья». Но, по меткому замечанию Чацкого, он «пустейший человек, из самых бестолковых». Сам Фамусов, уважаемый во всей Москве, не очень-то утруждает себя служебными делами: «А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».
Все это примеры «доблестной» гражданской службы. А как же дело обстоит на военном поприще, там, где речь идет о безопасности родины? Грибоедов рисует нам типичный пример удачливого военного.
Это образ полковника Скалозуба, тупого солдафона. Цель его жизни — стать генералом. Каким образом? «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…» Ни слова этот служака не сказал о любви к отечеству, царю, народу.
Тем не менее, он уже полковник.
Руководствуясь «достойными» примерами «отцов», молодежь служит в том же духе. Молчалин быстро продвигается по службе. Его талант, по собственному признанию, заключается в «умеренности и аккуратности».
А вот болтун Репетилов неудачлив по службе. Он женился на немке, отец у которой смотрит на способности, а не на родство. С горя Репетилов подался «в заговорщики», которые «шумят, шумят и… только».
Таким образом, в службе для фамусовых самое главное — успех, выражающийся в чинах, похвалах начальства, богатстве. Для этого, по их мнению, можно прислуживать, унижаться, врать, подличать, в общем, превращаться в раба. В результате в любимчиках оказываются люди вроде Молчалина и Скалозуба.
А истинные патриоты отказываются служить, не видя в этом смысла.
Те же принципы раболепства действуют и в общественной жизни «века минувшего». Фамусов, Молчалин, Скалозуб — все они становятся рабами общественного мнения. Именно это мнение определяет жизнь людей. Хорошая, правильная жизнь — это жизнь, которую одобряют Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексевна, Прасковья Федоровна и т. д.
Общественное мнение может возвысить человека, как, например, Фому Фомича: «Как можно! Слог его здесь ставят в образец!» Но может и уничтожить. Недаром Молчалин говорит, что «злые языки страшнее пистолета». Поэтому неудивительно, что в конце пьесы Фамусов больше всего печется не о судьбе дочери, а о том, «…что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»
Общественное мнение свято, и его нужно поддерживать, каким бы неправдоподобным оно ни было. Поэтому слух о сумасшествии Чацкого так быстро разлетается по дому Фамусова. У некоторых гостей этот слух вызывает недоумение, но ненадолго.
Ведь о болезни Чацкого говорят все, значит, это правда.
В семейных отношениях «века минувшего» царят все те же принципы личной выгоды и раболепства. С одной стороны, родственников стараются пристроить повыгоднее, хлопочут о теплом местечке для них. Сам Фамусов признается, что «при мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки». Поэтому отношения поддерживаются только с высокопоставленными родственниками (или будущими родственниками), которые могут помочь устроиться в жизни.
Мы видим, что Молчалин обманывает Софью ради выгодной женитьбы, титула, карьеры. Мы слышим историю Репетилова, который откровенно рассказывает, что женился в надежде на продвижение по службе. Дальнейшую судьбу таких мужей Грибоедов показывает нам на примере Платона Михайловича Горича.
Это бывший бравый вояка превращен своей женой в «мужа-мальчика, мужа-слугу, из жениных пажей». Горич не имеет право на собственное мнение или желание, он отдался в пожизненное рабство жене и ее богатству ради «устройства в жизни».
Тем не менее, в фамусовской Москве все считают такую участь завидной. Ведь главное в жизни — внешнее и материальное благополучие. Поэтому родители считают главным долгом для себя «повыгоднее пристроить» детей. Так живут князья Тугоуховские.
Их интересуют лишь богатые женихи — ведь у Тугоуховских шесть дочерей. Князья посещают все балы в надежде сбыть с рук свое многочисленное потомство.
Естественно, что и воспитываются дети старой Москвы в традициях «века минувшего». Их с «пелен» приучают к раболепству, учат «негодяю угождать», готовят в слуги для именитых родственников, богатых мужей, авторитетных старушек. В общем, можно только посочувствовать им.
Таким образом, в своей комедии А. С. Грибоедов в полной мере передает «жизнь в раболепстве», которой жили большинство людей в Москве начала 19 века, да и не только в Москве. Больше того, принципы такой жизни, о которых мы узнаем из «Горя от ума», во многом живы до сих пор. Поэтому еще, как мне кажется, комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедова можно назвать актуальным произведением и для нашего времени.