Жизнь Арсеньева сочинение
И. Бунин в романе «Жизнь Арсеньева» (1927-1937).
В центре произведения — герой несомненно автобиографический, которому писатель доверил свои излюбленные мысли, переживания, детали внутренней биографии художника. И все же, замечая, что в «Жизни Арсеньева» и впрямь есть много автобиографического, Бунин подчеркивал: «Вот думают, что история Арсеньева — это моя собственная жизнь. А ведь это не так… Выдумал я и мою героиню».
Парадокс? Нет, таковы законы художественного творчества с его стремлением к максимально емким
Строя свое произведение, автор следует всем особенностям классического жанра автобиографии: подробно описывает семью, этапы роста героя, но делает это чисто по-бунински, показывая, как подметила Л. Смирнова, внутреннюю реакцию Арсеньева на происходящее, чаще недоуменную, вопросительную. Герой «посетил сей мир в его минуты роковые», а потому история его души, рассказанная с высоты возраста и пережитого исторического кризиса,
«Мир все расширялся перед ним», — вспоминает Арсеньев, и эти слова могли бы определить основной принцип построения произведения. Из потаенного, лирического мирка детства, общения с родными, с природой автор ведет своего героя во взрослую жизнь. Он показывает не только сугубо камерную биографию, но и на примере судеб трех братьев — историю семьи.
Народническая среда, в которую попадает герой, изображена резко отрицательно, как это свойственно Бунину при описании любого явления, имеющего отношение к революции. Для автора характерно свободное перемещение в пространстве и во времени, размышления о далеком прошлом, о предках, об истории рода, о национальном достоинстве русского человека. Все это — составляющие емкого понятия «жизнь», многообразием своим формирующего личность человека (обратим внимание на название: «Жизнь Арсеньева»). И, наконец, самое сокровенное, сугубо бунинское — размышления о вечном противостоянии жизни и смерти, любви и смерти, о тайнах творчества: «Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно Божественного смысла и значения земных и небесных красок.
Подводя итоги того, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов».
«Он предназначен в сем мире угадывать во временном вечное, в случайном — психологический закон. Философия его пессимистична, родственна Экклезиасту и восточным мудрецам-фаталистам, но одета в такое разнообразие наблюдательной красочности, что первым и долгим впечатлением по чтении Бунина всегда бывает пышное торжество жизни», — такую характеристику дал творчеству писателя известный критик русского зарубежья А. Амфитеатров. Еще при жизни Бунин был признан классиком отечественной литературы и первым из русских писателей стал в 1933 г. лауреатом Нобелевской премии.