«Женитьба», анализ комедии Гоголя
История создания
Комедия Гоголя «Женитьба» имеет подзаголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это способ привлечь внимание читателя к проблеме. Впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 г. Первые постановки комедии произошли в декабре 1842 г. в Александринском театре и в феврале 1843 г. в Москве в Малом театре.
Комедия создавалась около 9 лет, была начата в 1833 г. и называлась первоначально «Женихи». По первому замыслу она была трехактной, действие разворачивалось не в Петербурге, а в деревне,
Сюжет комедии традиционно-фарсовый: женихи-соперники оттесняют друг друга лестью, хитростью, кулаками, а невеста не знает, кого выбрать.
В 1835 г. была готова новая редакция пьесы, она уже называлась «Женитьба». Гоголь прервал работу из-за «Ревизора» и возобновил ее в 1836 году по настоянию Щепкина, которому был обещан бенефис. Завершена комедия в 1842 г.
Жанр и художественное направление
«Женитьба» считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался
Многие исследователи считают, что «Женитьба», как и «Ревизор», относится к реалистическому направлению в литературе. Подколесин — прямой предшественник Обломова. Он готов отказаться от счастья, лишь бы не производить активных действий. Но характер Обломова объясняется обстоятельствами его жизни и, в конечном итоге, крепостным правом.
Отчего робок Подколесин, зритель не знает. На этом примере можно показать логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком. Нерешительность Подколесина в сватовстве можно считать типичным явлением, но то, что жених выпрыгнул в окошко, никак не объясняется реализмом.
«Женитьба», как и «Ревизор», — комедия сатирическая. Высмеиваются не только черты характера и индивидуальные особенности героев, как в классицистической комедии, но и отдельные социальные явления, например, женитьба как способ изменить социальный статус. Сатире подвергается жизнь без искренних чувств, брак без любви и ответственности.
Тема, сюжет и композиция
Тема пьесы заключена в названии. Женитьба — это не результат любовных отношений героев, а сделка, коммерческое предприятие. По структуре пьеса очень гармонична, имеет четкий план.
Гоголь нашел формулу единства ситуации, вокруг которой строится действие. Все определяется женитьбой и соперничеством женихов. В окончательной редакции добавляется мотив страха перед переменами.
Композиция пьесы закольцована: комедия заканчивается и начинается одним и тем же. Интригу пьесы Ю. Манн назвал миражной. «Миражность» и закольцованность передают сущность и свойства русской действительности.
Сюжет комедии состоит в поиске выгодного жениха. Купеческая дочь хочет мужа-дворянина, а женихи-дворяне ищут богатую невесту. Главные герои комедии нерешительны. В этих чертах раскрывается психологизм Гоголя: привычки в человеке сильнее, чем желание повысить социальный статус (невеста) или поправить дела (жених).
Имеет значение и страх перед людьми другого сословия, непонимание их. Нерешительность приводит к неподвижности событий («миражность»). На столкновении желаний и неподвижности возникают комические приемы. Невеста колеблется, составляя из всех женихов единого идеального.
Подколесин тоже сомневается. Нерешительность приводит к развязке — прыжку Подколесина в окошко, единственной целью которого было отдаление от желаемого объекта на огромное расстояние.
Комическая катастрофа случается в тот момент, когда общие усилия почти привели к успеху.
Герои и образы
Система персонажей в комедии, по словам А. Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара — Агафья Тихоновна и Подколесин.
У них подобная цель и похожее препятствие — страх. Вторая пара — профессиональная сваха Фекла и друг жениха Кочкарев. Кочкарев, в отличие от Феклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара — Подколесин и Кочкарев — неудачники жених и сват.
Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, все происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених — травестирует любовника, друг жениха — наперсника, который способствует соединению влюбленных.
Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин — тип человека, который идет к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.
Кочкарев — человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарев прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.
Агафья Тихоновна — тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Ее рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т. д.) — самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.
Конфликт
Конфликт в комедии внешний и внутренний. Внешний конфликт между женихами легко решается Кочкаревым, но внутренний конфликт Подколесина (жениться или не жениться) и Агафьи Тихоновны (кого выбрать) неразрешим и приводит к комическому финалу.
Художественное своеобразие
Основной троп, создающий художественный мир комедии — гипербола. Яичница слишком широк, Анучкин слишком субтильный. Преувеличены до осмеяния черты характера героев: нерешительность Подколесина, деловитость Яичницы, энергичность Кочкарева.
Гоголь прибегает к излюбленному приему, который широко использовали драматурги 20 в. Он доводит ситуацию и поступки героев до абсурда. Но героями она воспринимается как нормальная и даже обыденная. Кроме одного-единственного события — прыжка в окно.
Именно он дает Гоголю право назвать в подзаголовке комедию невероятным событием.