«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» Но в этом мире случайностей нет, И не мне сожалеть о судьбе… В. Гребенщиков Несколько слов эпиграфа бывают, как правило, призваны намекнуть читателю на что-то особенно важное для автора. Это может быть и историческое значение изображаемого, и специфика художественного воплощения, и глобальная философ­ская проблема, решаемая в произведении. , Эпиграф романа «Мастер и Маргарита», по сути дела, яв­ляется краткой формулировкой основной идеи дальнейшего повествования,

заключенной в констатации бессилия человека перед высшим законом судьбы и неизбежностью справедливого воздаяния всем живущим относительно их мыслей, эмоций и поступков.

Сам же Роман со всеми его сюжетными линиями и их при­чудливыми поворотами, множеством совершенно разных ге­роев, контрастными пейзажами и импрессионистичными рас­суждениями о мелочах повседневности превращается в развер­нутое, детальное исследование и подтверждение «первоначаль­ной гипотезы». При этом образы, возникающие в сюжетно-фи-лософской картине романа, вписываются в нее столь органич­но, что не возникает сомнений

в их достоверности. Во всех аспектах существования, представленных в рома­не, идея фатализма и всеобщей «подсудности», заявленная в эпиграфе, постоянно доказывается фактически, меняя свой ху­дожественный и сюжетный облик в зависимости от задейство­ванных образов.

Так, Бездомный, отказавшийся принять логику зависимос­ти событий человеческой жизни от фактора судьбы, изложен­ную Воландом в самом начале романа, вскоре сам стал ее жерт­вой. Другое доказательство подчиненности поворотам судьбы возникает из многочисленных предсказаний будущего людей как следствия их прошлого и настоящего и игнорирование их большинством. Ярким примером тут служит предсказание смерти Берлиоза в деталях, психушки для Бездомного или разговор об «истине» и «добрых людях» между Иешуа и Пон-тием Пилатом.

В то же время на самого разного рода надува­тельства люди крайне охотно «покупались». «Сеанс черной магии с полным ее разоблачением» в варьете, дурачества Ко-ровьева и Бегемота в «Грибоедове», отправка в Ялту Степы Лиходеева и многое, многое другое, устроенное свитой Волан да для увеселения их господина, вызывало среди людей больше интереса и удивления, чем проявление вселенских закономер­ностей. В отношении «высоких чувств» тоже существует система объективной оценки. Система эта, при всей своей справедли­вости, не щадит, однако, человеческих мелочных слабостей. «Без драм, без драм!» — говорит раздраженный Азазелло Мар­гарите в Александровском саду, меньше всего задумываясь о ее переживаниях.

Истинное искусство также было оценено по достоинству. Тут выясняется, что люди не в состоянии даже придумать достойную награду, что она неизбежна, как и на­казание, и имеет те же источники.

«Исполнитель» в лице Аза зелло в результате вынужден предлагать эту награду так, чтобы не было вообще никакой возможности отказаться. Носителем и воплощением идеи бесстрастного судьи в романе выступает Воланд.

Он имеет право наказывать и награждать, определять соразмерность причины и следствия, учитывая ин­дивидуальность героев или ее отсутствие. Такие, как Маргарита, эти испытания выдерживают; такие, как Римский, Варенуха, Аннушка, Тимофей Квасцов и многие другие, — нет… Манера поведения Воланда происходит отнюдь не от «доброты душевной».

Он сам подвластен закону, вершителем которого является, только в значительно меньшей степени, чем все другие персонажи. «Все будет правильно, на этом по­строен мир», — говорит он, намекая на то, что и судьба сатаны должна в итоге вписываться в это построение. Исполнение желания Маргариты о прощении Фриды — неожиданное исключение, случайность непредусмотренная и малозначительная — свидетельствует о том, что даже дьявол не способен предвидеть все. Преимущество Воланда — в его признании верховенства за­кона жизни над всеми и соответствующей оценке своих возмож­ностей.

Отсюда и некоторая афористичность речи и непререкае­мо-утвердительные интонации.

Его реплики звучат как аксиомы: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас, сами предложат и сами все дадут», «…зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?» В итоге становится очевидно, что философская сущность эпиграфа, рассмотренная со многих различных позиций в дей­ствии романа, получила фактическое подтверждение в эпило­ге. Факты, явившиеся результатом «исполнения приговора» (покой Мастера и Маргариты, освобождение Пилата, переоцен­ка ценностей Бездомным, переполох среди московских обыва­телей), лучше всего доказывают верность мысли, заключенной в строках эпиграфа.


«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»