Воздух детства
Готовясь с сыном-восьмиклассником к зачету по биологии, прочел в учебнике, что личинка рыбы после появления из икринки должна всплыть к поверхности воды и проглотить немного атмосферного воздуха для заполнения плавательного пузыря. Если этого не произойдет, личинка не сможет плавать и погибнет.
Выходит, что рыба плавает только за счет “воздуха детства”. Без него рыбе конец. Что-то символическое почудилось мне в этом ихтиологическом сведении.
Такой же “воздух детства” держит на плаву и нас, даже если мы об этом не подозреваем.
Сколько времени из своего детства человек проводит в школе? И физически, непосредственно – и в мыслях, снах, переживаниях? Каким воздухом впрок, про запас приходится ему дышать?
Сколько школ – столько и ответов.
Может быть, школьная атмосфера и есть то самое главное воспитывающее поле, которое оказывает воздействие на наших учеников. Не мероприятия, которые мы специально назначили – классные часы, линейки… То есть
Начинается школа – с запаха, который встречает на пороге. Вот принюхайтесь завтра утром – чем у вас в школе пахнет? Дальше – гардероб, коридоры, кабинеты… Приглядитесь, прислушайтесь – как улыбаются, как и о чем говорят между собой люди?
Смотрят на них со стен лозунги, правила, инструкции и приказы – или, скажем, висят фотографии и картины? И какого цвета эти стены?
Когда я учился в школе, помню, мы знали все учительские наряды. У нас были любимые и нелюбимые платья (“неужели она не видит, что это ей не идет?”). Мы могли на уроке втихаря обсуждать новую прическу, духи или шарфик учительницы.
Кажется, и сейчас слышу запах дорогого одеколона, который распространялся по классу вслед за появлением нашего директора…
Что, и это важно? И это. В течение многих лет мы маячим перед нашими учениками, впечатываясь в их память, – что тут может быть неважного? И походка, и жесты, и голос.
Учительские шуточки и словечки вспоминаются даже тогда, когда напрочь забыт весь материал по предмету (вот и с системой кровообращения земноводных мне пришлось разбираться заново – а интонации нашей учительницы биологии в ушах до сих пор…).
Сколько всяких мелочей и черточек, складываясь, образуют сложную школьную атмосферу! Входя в школу, мы привычно окунаемся в нее и не задумываемся о том, что ученики наши сейчас делают тот самый главный вдох, от которого в их жизни будет зависеть почти все.
- Проблемы детства. Почему важно сохранять воспоминания детства? Почему важно сохранять воспоминания детства – вот проблема, над которой размышляет А. Лиханов. Автор с радостью вспоминает события из детства, как он со своими друзьями забирался на высокий тополь, чтобы оттуда “снять восход солнца”. Писатель так же рассказывает, как раньше ему было весело, что весь мир был наполнен яркими красками, но все же он хотел […]...
- Авторская детская песня “Кораблик детства” Песня “Кораблик детства “. Автор: Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель. Место работы: МБДОУ детский сад №4 “Сказка ” комбинированного вида г. Сельцо Данная песня рассчитана для детей средних, старших, подготовительных групп детского сада и для учеников начальной школы. Песня “Кораблик детства ” может быть использована на праздниках, развлечениях, отчетных концертах, в самостоятельной деятельности, на прогулке, […]...
- Сочинение на тему: “Запах моего детства” Моя бабушка живет в деревне под Ростовом. Это тихий и очень красивый уголок, но самое замечательное здесь – березовая роща. Сколько удивительных фантазий возникает при виде обыкновенных русских берез! С детства мне знаком запах и вид этих деревьев. ОТ созерцания этих белоснежных стволов невольно успокаивается душа, на сердце становится теплее и радостнее, возникает ощущение внутренней […]...
- О моем береге детства Куда Бы не вели нас жизненные дороги, мы всегда будем помнить тот волшебный мир природы родного края, в котором выросли, родителей, родных и близких нам людей. Детство! Именно в детстве формируется будущий человек. Каким растет ребенок: добрым, вежливым, скромным, трудолюбивым – таким он и будет человеком. Недаром в народе говорят, что все начинается с детства. […]...
- Сочинение на тему: САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЕГО ДЕТСТВА САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЕГО ДЕТСТВА Весной всюду появляются россыпи ярко-желтых цветов, напоминающих маленькие подсолнечники. Они, словно брызги солнечных лучей, раскрывают свои яркие корзинки навстречу лесному дню. На вечерней заре или в ненастье желтые цветки укрываются в зеленые рубашки, и золотистый покров на лужайках исчезает. Цветки эти – одуванчики, многолетние растения, самые распространенные на всех континентах […]...
- Школа: мир нашего детства Когда мне было семь лет, я пошла в школу. Училась с удовольствием: мне нравилось читать и считать. Нравились большие коридоры, в которых мы играли на переменах, и первая учительница, похожая на мою бабушку. Нравился большой сад возле школы: весной он был белым от яблоневого цвета, а осенью – золотым от листьев, которые мы сгребали в […]...
- “А в наши дни и воздух пахнет смертью…” (пророческий характер лирики Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой) “А в наши дни и воздух пахнет смертью…” – строки из четверостишия, принадлежащего к циклу “Разрыв”: Яне держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно, что жилы отворить. Стихотворение это и весь цикл посвящены извечной теме любви, терзающей всех поэтов. Однако строки о воздухе, […]...
- Какова роль детства в жизни человека? Какова роль детства в жизни человека – вот проблема, над которой размышляет А. Лиханов. В данном тексте автор рассуждает о том, что чем старше становится человек, тем грустнее ему: ведь он уходит все дальше от “своего единственного детства”, той поры, когда горели глаза, мир представлялся ярким и безоблачным. Писатель, с восторгом рассказывая о своем детстве, […]...
- Влияние детства на формирование жизненной позиции человека Влияние детства на формирование жизненной позиции человека – вот проблема, над которой рассуждает автор. В своей статье публицист Н. Полевой рассказывает нам о том, как он учился играть в гольф. Основы этой игры он освоил еще в детстве, но, когда с ним начал заниматься специалист, автор понял, насколько труден процесс “переучивания”, лучше сразу овладеть правильной […]...
- Родом из детства РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА Юности заветная пора. Так называется вечер. Встреча с поэтами Краснодона, который состоялся в ОШ№2. Педагогический коллектив тесно сотрудничает с методическим кабинетом Управления образования. Гонтарева Людмила Геннадиевна – одна из тех методистов, которым не безразлично духовное состояние подрастающего поколения. Она переживает за ранимую детскую душу каждого учащегося городских школ и, поэтому постоянно оказывает […]...
- Улица моего детства Светлые воспоминания очень часто связаны с детством. Именно в этот период можно беззаботно жить. Часто в тяжелый момент жизни человек вспоминает детство, но это даже не сам возраст, а эмоции, относящиеся к этому периоду. В жизни существуют вещи, которые не выбирают. Любовь к ним абсолютна и не зависит от обстоятельств. Особое значение в сердце каждого […]...
- Вкус детства или Голубое Дерево Пилог – Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца. (В. А. Сухомлинский) Детство…Что оно значит для каждого человека? Было ли оно грустным и печальным или счастливым и радостным или просто обыкновенным? Какой вкус, какой запах у детства? Для меня детство начинается с мамы и папы…бабушки и дедушки…родных и близких мне людей. Вкус детства – […]...
- В лесу моего детства (сочинение-описание) Даже когда я был совсем маленький, мои родители выбирали время летом или ранней осенью, и мы всей семьей отправлялись в Славяногорск. За все это время жизни в маленьком палаточном городке я успел очень хорошо узнать и полюбить могучий и таинственный славяно – горский лес. Гигантские меловые сосны прямыми, как мачты, стволами уходят ввысь, чтобы почесывать […]...
- Сочинение по картине Н. М. Ромадина “Весенний воздух” Н. М. Ромадин – узнаваемый российский живописец. Его “созидательный диапазон” очень широкий – он и график, и иллюстратор, и живописец театра. Более того, популярны великолепные работы Ромадина, а точнее – его виды, каким владеет волшебным свойством ” задерживать мгновения “. Произведение “Весенний воздух” – колоритное тому доказательство. Уже при главном взгляде на это полотно у […]...
- Сочиненин по картине Ромадина “Весенний воздух” Ромадин – узнаваемый российский живописец. Его “созидательный диапазон” очень широкий – он и график, и иллюстратор, и живописец театра. Более того, популярны великолепные работы Ромадина, а точнее – его виды, каким владеет волшебным свойством ” задерживать мгновения “. Произведение “Весенний воздух” – колоритное тому доказательство. Уже при главном взгляде на это полотно у созерцателя формируется […]...
- Все начинается с детства Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева “Зимородок” в 6-м классе Цели: в ходе беседы по содержанию рассказа показать учащимся мужество, волю, смелость, решительность главного героя; подвиг во имя нашего счастья жив в памяти героев рассказа и нашей памяти; помочь учащимся услышать нравственное звучание рассказа, его житейские мудрости. Оборудование: портрет писателя Юрия Яковлевича Яковлева; выставка […]...
- По тексту Солоухина существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать (ЕГЭ по русскому) Владимир Солоухин – автор многих текстов о значении природы для человека. Он затрагивает важную проблему взаимоотношений человека и окружающей среды. Чем дальше развивается человечество, тем меньше оно перестает заботиться о природе. Недальновидному человеку кажется, что богатства природы никогда не закончатся. “На мой век хватит” – рассуждают многие и спешат взять от окружающей среды по максимуму, […]...
- Проблема ценности детства в жизни человека по тексту Д. А. Гранина (“Детство редко дает возможность…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст Даниила Александровича Гранина, русского писателя и общественного деятеля, в котором описана проблема ценности детства в жизни человека. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает читателям о роли детства в жизни каждого человека и сам вспоминает об этой счастливой поре. Ведь это самостоятельное царство, независимое от взрослого будущего. Автор с восторгом вспоминает […]...
- Значение детства по статье Лиханова “Человек радуется, когда он взрослеет…” (ЕГЭ по русскому) 1. Проблема: В данном для анализа тексте А. Лиханов поднимает проблему сохранения детского взгляда на жизнь. 2. Комментарий: Рассуждая над данной нравственной проблемой, с которой сталкивается каждый человек, А. Лиханов обращает внимание на несвоевременное осознание бесценности детства: “Человек радуется, когда он взрослеет”. Для подтверждения особого значения начального периода жизни человека, автор описывает собственное детство и […]...
- Проблема войны и военного детства. По тексту Т. Перцевой Вот и снова Девятое мая (ЕГЭ по русскому) Татьяна Перцева в своем тексте поднимает проблему военного детства. Она отдает долг тем, кто на фронтах защищал свою Родину, но предлагает обратить внимание на детей, волею судьбы оказавшихся свидетелями тех грозных событий. Перцева пишет, что детвора в войну часто теряла самых близких людей. Их матерям в условиях голода и разрухи доводилось в одиночку нести бремя […]...
- Социальная психология детства В центре внимания социальной психологии детства находятся социальные группы, в которые включен ребенок или с которыми он себя отождествляет. Это прежде всего семья и школьный класс, а также детские игровые сообщества и своеобразные “виртуальные” группы, которые ребенок подбирает сам в соответствии со своим желанием, возникающим у него в тех или иных жизненных обстоятельствах, макросоциальные группы […]...
- Сочинение “Дом моего детства” < p>Когда я был маленьким, дом в котором я жил тогда и живу до сих пор, казался мне огромным. Большие комнаты, большие окна, высоченные шифоньеры… А наш двор казался мне бесконечным! Пройтись по дорожке от калитки вглубь сада – целая прогулка. Моя кроватка была для меня целой комнатой! Это сейчас, вспоминая свои старые ощущения и […]...
- Анализ стихотворения Фета “Какая ночь! Как воздух чист Поздняя любовная Лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, Стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, […]...
- Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека? В атмосфере находятся множество химических газов – это в большей степени азот и кислород, а в меньшей углекислый газ и аргон. Эти природные смеси нужны каждому дышащему организму и растениям, чтобы развиваться дальше. Жизнь растений и животных в атмосфере. Для растений Зеленые растения вдыхают только углекислый газ, а выдыхают кислород, который так нужен всем существам, […]...
- Детство. Влияние событий детства на формирование характера человека Влияние событий детства на формирование характера человека – вот проблема, над которой рассуждает автор. В своей статье историк В. И. Лебедев с сочувствием повествует о том, что пришлось пережить будущему царю, Петру Великому, в детстве: страшное зрелище стрелецкого бунта, ужасная гибель боярина Матвеева на копьях разъяренных стрельцов, козни старшей сестры Софьи. Все это, считает автор, […]...
- Урок для 5 класса по теме: “Воздух” Аннотация к уроку : Урок разработан в соответствии с учебными программами по природоведению для учащихся 5 класса. В содержание урока включен большой объем дополнительного теоретического материала, расширяющий кругозор учащихся, много интересных опытов, активизирующих познавательную активность. Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащимся […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Отравлен хлеб и воздух выпит” …Казалось бы, все уже известно, каждая строка мандельштамовекого “Камня” знакома так, как будто ты написал ее сам, каждое стихотворение знаешь почти наизусть… Но перелистывая его страницы, вдруг ловишь себя на мысли, что все это только кажется: тайна притягательности стихов Мандельштама подобна тайне японского сада камней – она рождает вереницы мыслей, помогает познать мир природы и […]...
- О Москве из кн. “Все начинается с детства” (Михалков) Хотя детство мое прошло в Пятигорске, сам я все же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остается для меня лучшим городом в мире. Идешь по Москве, по ее площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город. Он есть у тебя […]...
- Сочинение по картине Н. Ромадина “Весенний воздух” И буду славить я всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь… С. Есенин. Н. М. Ромадин – известный русский художник. Его “творческий спектр” весьма широк – он и график, и иллюстратор, и художник театра. Но больше всего известны живописные работы Ромадина, а точнее – его пейзажи, которые обладают волшебным свойством “останавливать […]...
- Влияние детства на взрослую жизнь человека Влияние детства на взрослую жизнь человека – вот проблема, над которой рассуждает В. Песков. Автор с гордостью и теплотой рассказывает о своем детстве, совпавшем с суровым военным временем, когда на плечи детей и подростков легли тяжелые мужские обязанности. В. Песков ничуть не сетует на судьбу, вспоминая это время, и глубоко верит в то, что и […]...
- Лес моего детства (сочинение-описание) План 1. Каникулы в деревне. 2. Встреча с другом-лесом. 3. “Лесная аптека”. 4. “До свиданья, лес!” Воспоминания о лете всегда связаны с лесом. Все дело в том, что летние каникулы я провожу у бабушки в деревне. Я, городской житель, с детства полюбил лес. Солнечным летним утром бегу по тропинке на встречу со своим другом – […]...
- Детство. Роль детства в становлении личности человека Роль детства в становлении личности человека – вот проблема, над которой размышляет автор. Размышление о роли детства в формировании человек В. Шефнер начинает с рассказа о своем разговоре с известной художницей. Автор спросил у нее, почему на иконах у детей такие взрослые лица и услышал в ответ, что “. живописцы прошлого видели в младенце прежде […]...
- Тема детства 1 вариант Изучая собственное отношение к жизни, окружающий мир, Л. Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и в скором времени создал повесть “Детство”, которая была опубликована в журнале “Современник” в 1852 году. Главной темой первой части трилогии стала тема детства. Повествование в повести ведется от первого […]...
- “Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением. Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении […]...
- Гений детства – или полуфабрикат? Издательство “Первое сентября” и составитель сборника “Гений детства” Сергей Лебедев поднесли нам драгоценный дар – двадцать три воспоминания о детстве, ярких, страстных, гармонирующих и диссонирующих друг с другом. Для педагогов этот дар не утешная награда, а зов, вызов, даже, может быть, провокация. Ведь именно гений детства властвует над теми, кто сидит за партой. Меня этот […]...
- Сочинение на тему детства Два детства в повести В. Короленка “Дети подземелья” Известный русский писатель В. Г. Короленко всегда становился на защиту бедных, обездоленных. В повести “Дети подземелья” он показал два мира детства: беззаботное – Васи, Сони и обездоленное – Валика, Маруси. Рассказывает читателям обо всех событиях Вася, сын судьи, мальчик из обеспеченной семьи. У него умерший иметь, через […]...
- А. А. Фет “Какая ночь! Как воздух чист…” и Ф. И. Тютчев “Летний вечер” (Сравнительный анализ) Стихотворения А. Фета и Ф. Тютчева посвящены теме ночи. В обоих произведениях нет сюжета, так же можно отметить, что человек и природа взаимосвязаны. Эти моменты показывают поэтов схожими. Основная мысль в стихотворении “Какая ночь!” заключена в том, что ночь – это почти тоже самое, что и день, но ночь намного спокойнее и тише, поэтому и […]...
- Все мы родом из детства Антуан де Сент-Экзюпери Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство. А. де Сент-Экзюпери …Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит. А. де Сент-Экзюпери Словарь: философия, сказка, символ, конфликт (запись на доске). Ход урока I. Слово учителя. Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из […]...
- Мир Детства Тома Сойера Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них – роман “Приключения Тома Сойера”. Главный герой этого произведения – Том. Он – беззаботный школьник, непослушный, иногда даже грубый. В голове у него всегда полно всяких глупых россказней и пакостей. Том может прогулять занятие в школе, играясь […]...
- ТЕМА ДЕТСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ ТЕМА ДЕТСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В произведениях Толстого много образов детей. Николенька в знаменитой трилогии, Сережа в “Анне Карениной”, дети в сказках и “народных рассказах” Толстого… Из всех толстовских произведений больше всего образов детей в “Войне и мире”. Во-первых, это само по себе большое произведение, отражающее […]...