Война 1812 года в духовном становлении героев романа Л. Толстого “Война и мир”

В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям 1812 года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь.

Андрей Болконский нашел свое место в жизни в героическом общенародном действии. Князь Андрей – этот рыцарь без страха и упрека – в итоге мучительных духовных исканий соединяется с народом, потому что отказывается от прежних своих

мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к людям. Он понял, что история делается тут, на поле боя. Отечественная война разрушила преграды между Болконским и людьми.

Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет, что в полку его называют “наш князь”, то есть солдаты почувствовали в нем “своего”. Так Пьера солдаты назовут “наш барин”.

Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем “мое” и “общее”. И он пришел к пониманию того, что возможность такого

действия – только в единении с народом. Участие князя в поистине народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.
У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они – солдаты, ополченцы, народ, – только они и являются истинными выразителями действия, Безухов восхищается их величием и самопожертвованием. “Солдатом быть, просто солдатом!” – вывод, к которому приходит герой. В “Войне и мире” речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из “ма леньких” людей “большими”.

Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения.
Путь Пьера и князя Андрея – это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь – путь утрат. Так, он не смог отстоять в эпизоде с Теляниным свою правоту, когда последний украл у него кошелек. Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он уронил честь полка, так как среди павлоградцев нет воров, то Николай признал за собой вину, исходя из ложно понятого чувства чести, хотя сердцем чувствовал: он прав.

Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами – все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе героя поднимается бунт, возникают “странные мысли”. Но этот бунт заканчивается полной нравственной капитуляцией Ростова, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: “Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать”. Этими словами, по-моему, завершается духовная эволюция Николая Ростова.

И этот герой отрезал себе путь к Бородину, будет из него верный аракчеевский рубака, “коль прикажут”.
Толстой проверяет своих героев войной, ведь именно в экстремальных обстоятельствах наиболее ясно и открыто проявляются все качества человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Война 1812 года в духовном становлении героев романа Л. Толстого “Война и мир”