В. Шиловский
<
p>Тем, кто не знает кто такая Мария Арбатова я могу порекомендовать либо чаще смотреть телевизор, либо прочитать эту книгу. За второй совет мне, по крайней мере не стыдно. Книга по настоящему хороша.
После нее сказать про Арбатову: “она феминистка” – ужасный примитивизм. Автобиографический Роман – достаточно сложный для чтения жанр, точнее очень многие авторы умудряются сделать его таковым. Данный случай представляет приятное исключение. Энергичный ритм делает чтение книги похожим на поездку в хорошей спортивной машине
Повествование охватывает большой кусок новейшей Российской истории: предреволюционный и революционный период, расцвет социалистического общества, его упадок, перестройку и переход к рынку, на белые полосы для которого, похоже, скоро уйдет вся краска в стране.
История Маши Арбатовой богата чудовищным количеством роскошных подробностей, касающихся самых разных областей жизни, будь то общественной, культурной или вообще личной. Конечно, она красуется. Судя по книге, Мария
Но все-таки, нехватка времени приводит ее и к поспешным выводам, а так как дважды думать об одном и том же она, по видимому, не привыкла, ошибки неизбежны. Особенно ярко это видно в ее отношении к людям. Арбатова очень часто дает им оценки, руководствуясь неточной, косвенной информацией.
Надо ли говорить, что эти оценки далеки от лестных?
Больше всего досталось в книге советской медицине и педагогической системе. Досталось поделом. Дикость и абсурдность механических движений монструозной советской машины способно довести до белого каления самого непритязательного и разумного человека.
Остается только удивляться, как Марии, с ее темпераментом, удавалось добиться побед над тупостью и хамством, не теряя при этом человеческого облика.
В молодости Маша была хиппи. На Арбате в семидесятых держала что-то вроде салона для андерграундной и авангардной публики (отсюда и “Арбатова”). Воспоминания об этом периоде представляют повышенный интерес для любителей рассказов о первых любовных опытах юных и привлекательных девушек. Правда, в 18 Машиных лет она теряет интерес для таких гурманов, так как выходит замуж и рожает двойняшек.
Но зато до замужества она успевает познакомиться с солидным количеством мужских типажей и достаточно близко подходит к определению “все мужики – козлы”. Ну, у нее есть основания так считать: некоторых персонажей иначе не назовешь.
Наступает период поисков, возможностей для реализации планов и амбиций. Выясняется, что молодым на этом пути трудно. Молодым девушкам – еще труднее. Ибо пропускать их в искусство через постель кажется облеченным полномочиями мужчинам правильным и естественным. (Три замечания: облеченные властью женщины, что показано в книге, тоже не чуждались подобной практики; многие девушки в своих притязаниях только на такой путь и рассчитывли; молодые писатели, не способные добиться секунды внимания у чиновников, бывало, испытывали дикое чувство сожаления из за отсутствия пышного бюста.
Теперь же, при широком распространении нетрадиционной сексуальной ориентации, их положение, ясен пень, несколько выправилось). В многочисленные случаи посягательств на Машину честь верится сразу и безоговорочно: в книге собраны фотографии разных лет, демонстрирующие ее неувядающую красоту.
Однако, ее претензии к мужчинам в целом кажутся довольно забавными: то ей не нравится, что они заглядываются на нее, то она дуется на их невосприимчивость, то хочет, чтобы они считали ее “своим мужиком”, то обижается на них за то, что они не видят в ней женщину. В общем, их вина состоит в том, что они не обладают дарами телепатии и предвидения, необходимыми для того, чтобы разобраться в ее настроениях и желаниях. И тут в ход идут искры, рубильники, дуги и прочая энергетика, символизирующая, как всем известно, возникновение любовного пламени. Интересно такое высказывание автора: “ты мужиком пользуешься как человеком, а он тобой – как телом”.
Фраза сказана с явственным возмущением. Я, однако, всю жизнь считал, что использовать человека как бы то ни было вообще нехорошо, а злоупотреблять такой возможностью, пусть она даже встречается на каждом шагу, просто нельзя. Арбатова использует людей часто и с удовольствием.
Женщины, поверьте мне на слово, еще долго будут для нас, мужчин, непостижимыми и загадочными созданиями.
Советское искусство оказалось номенклатурным болотом с полным набором типичных обитателей этого экологического образования. Старшие душат младших, идеологически верные – идеологически неверных. Распределение жизненных благ занимает основную часть в умах творцов отечественной культуры.
Марии в этих условиях пришлось несладко. Молодая, красивая, но решительная и несговорчивая. Проигрышное сочетание. Да еще пишет “гинекологические” пьесы.
Куда уж дальше.
Наблюдения за писательской и богемной средой Москвы и окрестностей убедительны до дрожи. Великолепно подано, со вкусом растерзано.
Параллельно с творческой, течет и личная жизнь Марии, не назвать которую насыщенной может только совсем зажравшийся человек. Список побед и достижений может и не делает ее олимпийским чеспионом, но на кандидата в мастера спорта она тянет. Впрочем, тянет и волокет она во многом. С наступлением перестройки перед ней открылись новые перспективы, к которым она и устремилась со свойственным ей энтузиазмом.
Он, правда, несколько поутих, когда она обнаружила, что на смену партийной номенклатуре пришла номенклатура демократическая, также не склонная к особым экспериментам в области степеней благонадежности и раскачиванию лодки. Для раннего периода перемен Арбатова оказалась недостаточно эпатажной, а для позднего – недостаточно престижной. Все осталось тем же, у интеллигенции поменялись только хозяева.
Да и самой Марии, вероятно, уже не удается повторять фразу “дорога в рай и дорога в ад в начале расходятся всего лишь на миллиметр” с прежним апломбом.
Интересна политическая деятельность Арбатовой. Она участвовала в подготовке предвыборной программы президента и, похоже, принадлежала к тому небольшому числу людей, которые всерьез верили, что он может проиграть. В его программу она вплела положения новообретенного ей феминизма, что, конечно, наряду со всем остальным не оказало никакого впечатления ни на него, ни на электорат.
Сейчас Арбатова – сорокалетняя женщина, в меру счастливая и в меру несчастная, ценящая свою независимость, и пробующая на вкус словосочетание “социально успешная”. Для кого-то она – телекумир, с которого делают жизнь, для кого-то оголтелая мужененавистница. Для меня – несомненно талантливый писатель.
(Источник: Статья “Мария Арбатова. Мне сорок лет”)