Рассказ Ералаш (Горький А. М.)
Соединяя позднее книгу “По Руси” в одном цикле с книгой “Ералаш” и другие рассказы”, М. Горький, как уже сказано, исходил из автобиографического характера большинства вошедших в обе книги произведений. Но вторая книга отличалась от первой и по своему настрою, и по теме, и по главным героям. Разница настроя, эмоциональной окраски понятна: рассказы второй книги писались в годы мировой войны и все более усиливавшейся политической реакции.
В этой книге М. Горький уже не ставил перед собою задачи осветить национальный характер русского
В. И. Ленин учил, что при капиталистическом строе в каждой нации есть две нации, в каждой национальной культуре – две национальных культуры: народная и враждебная ей, буржуазно-мещанская. В книге “Ералаш” и другие рассказы” М. Горький обратил главное внимание на вторую “нацию”, и поэтому на передний план выдвинулась не галерея народных характеров, а галерея их антагонистов, носителей разного типа индивидуализма, эгоизма, мещанского отношения к жизни. Из этого, однако,
Как и в книге “По Руси”, здесь есть не одна, а две галереи, но они – но своему значению – поменялись местами.
Источники:
- Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит. статья и примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с – (Б-ка классики. Сов. лит-ра)
Аннотация:
В том вошли цикл рассказов “По Руси” (1912-1917) и “Дело Артамоновых” (1925) – произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.
- Произведение Ералаш (Горький А. М.) Другой рассказ “Ералаш”. В селе праздник. Он развертывается на фоне буйного пробуждения весны. Половодье весны захлестнуло и людей, пробудив в них обостренную жажду счастья, любви, широкого раздолья. Красива яркой “земной” красотой Марья, “синеокая вдова”. В ней сильно чувство любви, без всяких оглядок, без рамок национальной и религиозной разобщенности. Весь свой душевный порыв вкладывает она в […]...
- Рассказ Зрители (Горький А. М.) Для основного содержания книги “Ералаш” и другие рассказы” характерен рассказ “Зрители”, рассказ о том, как из-за каменного равнодушия обывателей погиб раненный лошадью маленький мальчик – сирота. Не так уж много требовалось усилий, чтобы спасти его, но это, как и все вообще, было безразлично “людям, для которых весь мир – только зрелище”. Даже ручей крови не […]...
- Рассказ Едут и Покойники (Горький А. М.) Необходимо подчеркнуть: рассказывая в книге “По Руси” о своей великой нации и рисуя “некоторые свойства русской психики и наиболее типичные настроения русских людей”, М. Горький неразрывно связывал национальный вопрос с социальным, а оба эти вопроса – с историческими традициями русского народа, прежде всего – с его революционными традициями. В этом отношении примечательны два заключительных рассказа […]...
- Рассказ Нилушка (Горький А. М.) Не все рассказы книги “По Руси” содержали в себе народные типы; некоторые подходили к проблеме русского национального характера “с другого конца”: они опровергали ложные представления о нем. В рассказе “Нилушка” оспорено убеждение, что отличительными чертами русского народа являются безропотность, всепрощение, вселюбие и что полнее всего эти черты выразились в “праведниках” – блаженных. Полемическое острие рассказа […]...
- Рассказ Вечер у Шамова у Панашкина у Сухомяткина (Горький А. М.) Однако, как уже отмечено, в книге “Ералаш” и другие рассказы” внимание М. Горького было сосредоточено на других сторонах жизни. Рассказы “Вечер у Шамова”, “Вечер у Панашкина” и “Вечер у Сухомяткина” составляют как бы особый маленький цикл во всем большом цикле “По Руси”. Они дают три разных среза той буржуазно-мещанской среды, с которой М. Горький соприкасался […]...
- Рассказ Кладбище (Горький А. М.) В рассказе “Кладбище” М. Горький вложил в уста персонажа одну из своих самых глубоких, самых “программных” мыслей: “Жизнь вся, насквозь – великое дело незаметно маленьких людей”. Само собой разумеется, что “маленькими” эти люди только кажутся – кажутся индивидуалистам, подобным Алексею Калинину или Губину (из одноименного рассказа), который может иногда “засветиться”, но сразу же и гаснет, […]...
- Рассказ Страсти-мордасти (Горький А. М.) Особо надо сказать о самом, пожалуй, замечательном из всех произведений цикла “По Руси” – о гениальном рассказе “Страсти-мордасти”. Этот рассказ построен на трагическом контрасте между той страшной грязью жизни, которая царила в старом мире, и той чистотой, красотой и человечностью, которые иной раз неожиданно встречались там, где их, казалось бы, меньше всего можно было ждать,- […]...
- Рассказ Как сложили песню (Горький А. М.) В рассказе “Как сложили песню” показан самый процесс коллективного народного творчества. М. Горький, как мало кто из художников слова, умел воспроизводить словами индивидуальное и хоровое пение. Но в этом рассказе передано не просто исполнение песни, а ее рождение – в этом отношении горьковское произведение уникально. Очень интересен и рассказ “Легкий человек”, который рассматривался М. Горьким […]...
- Рассказ Женщина (Горький А. М.) Еще более сложная перекличка М. Горького с творчеством В. Г. Короленко заключена в рассказе “Женщина”. Эта перекличка имела свою предысторию. Когда в 1899 году в народническом журнале “Русское богатство” появился рассказ Короленко “Маруся” (позднее он получил название Шарусина заимка”), критики сразу же отметили, что автор затронул то самое явление, которое получило отражение во многих ранних […]...
- Цикл рассказов По Руси (Горький А. М.) “Рождение человека” открыло целый цикл произведений с общим названием “По Руси”. Необходима оговорка: надо различать цикл “По Руси”, какой мы читаем сегодня, и книгу “По Руси”, с какой имели дело дооктябрьские читатели. Первые одиннадцать рассказов цикла (от “Рождения человека” до “Покойника”) были опубликованы в журналах и газетах в 1912-1913 годы и вышли с указанным заглавием […]...
- Рассказ Рождение человека (Горький А. М.) Когда М. Горький кончил читать свой новый, еще не опубликованный рассказ – несколько тысяч слушателей, заполнивших вечером 15 апреля 1912 года самый большой в Париже зал Ваграм, устроили ему овацию. Чем взволновало собравшихся, в большинстве – русских политических эмигрантов, произведение писателя-революционера? Оно не имело никакого отношения к теме вечера, посвященного столетию со дня рождения А. […]...
- Рассказ Тимка (Горький А. М.) Тема толпы “зрителей” проходит и через другие рассказы. Это жители дома Хлебникова в рассказе “Тимка”; слушатели, которые “сидят, лежат и жадно, молча питаются странной чепухой Брундукова” в рассказе “Вечер у Панашкина”. Горький гневно обличает мещанство как антиобщественное явление не только непосредственно в мещанском сословии, но и в других слоях общества, какими бы формами внешней жизни […]...
- Рассказ Вечер у Панашкина (Горький А. М.) Рассказ “Вечер у Панашкина” наиболее ярко раскрывает мысль об отупляющем, разрушающем влиянии российской действительности того времени на человека. Панашкин – умный, добрый человек, умеющий глубоко любить. Но жизнь не оставила ему ничего Дни надежд, ни желаний. Рассказчик не может принять этой пассивности, но не может и перечеркнуть человека, ибо в этом – не столько вина, […]...
- Образ и характер Калинина в рассказе Калинин (Горький А. М.) Герой рассказа “Калинин” особенно близок к таким персонажам раннего горьковского творчества, как Шакро в “Моем спутнике” (обнищавший князек, проникнутый животным эгоизмом) и как Промтов в “Проходимце” (опустившийся на “дно” интеллигент, ставший воплощением цинизма). Образ Калинина, уверенного, что каждый должен жить “сам по себе”, презирая всех остальных (“позвольте мне наплевать на игру вашу, а жить я […]...
- Пейзаж и природа в цикле По Руси (Горький А. М.) Как существо социальное, человек может быть изломан ходом истории, укладом жизни. Но в то же время он – часть самой природы, яркой, животворящей и прекрасной. В рассказах “По Руси” природа является не просто фоном, “пейзажем”, она самостоятельный персонаж. Природа передана писателем в движении, яркости красок, величии простора, она – воплощение красоты, которая пробуждает в сердце […]...
- Образ и характер сектанта Калинина (Горький А. М.) Другой герой – Алексей Калинин заинтересовал “проходящего” с первого взгляда – он увидел его впервые в церкви и был удивлен необычным поведением богомольца, в молитвах которого было “ясное отсутствие обычного – рабьего, пугливого отношения к своему богу”. Как личность он оказался значительнее Губина. Будучи лакеем у генерала, Калинин влюбился в его дочь, которая жестоко подшутила […]...
- Критики о цикле По Руси (Горький А. М.) Критика отмечала, что в цикле “По Руси” органически слились особенности писателя – жизнеутверждающее настроение и социальный протест: “Радостным, утверждающим жизнь является его творчество, согретое беспокойным стремлением исправить, перестроить, переделать все окружающее”. Эмоционально выразила свои впечатления от чтения этих рассказов видная деятельница социалистического движения А. М. Коллонтай. Она писала Горькому в начале мая 1913 года, что […]...
- Сочинение на тему: Максим Горький Горький – писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции – человеколюбие и открытая идеологичность. Преобладание конкретно-социального, ориентированного на пролетариат взгляда в определенный (после революции 1905 г.) отрезок времени было распространено на все творчество, и Горький […]...
- Произведение Зритель (Горький А. М.) Наиболее впечатляюще эта тема звучит в рассказе “Зрители”. С большой художественной силой здесь воспроизведено целое общественное явление – “зоологически звериный эгоизм”, рожденный мещанской мелкособственнической средой. Жители Прядильной улицы могут собраться только в толпу, как “зрители”, но они совершенно лишены чувства коллектива, так как их мораль – мораль мещан, мелких собственников, признающих только свои собственные интересы. […]...
- Образ и характер Вялова в романе Дело Артамоновых (Горький А. М.) Фигура Тихона Вялова – крестьянина, потом землекопа, потом дворника Артамоновых – самая сложная в повести и (во всяком случае, до финала, когда многое проясняется) – фигура загадочная. М. Горького беспокоило, что критики, говоря о повести, “всегда забывают отметить фигуру Тихона Вялова, а она не зря воткнута в жизнь Артамоновых” что ни один из них “не […]...
- Осип герой рассказа Ледоход (Горький А. М.) И Силантьев и Татьяна, скитаясь по дорогам страны, как бы вырваны из обычных социальных условий жизни, из круга социальных взаимоотношений. Но что представляет собою человек из народа, находящийся в потоке обыденной жизни? И здесь прежде всего интересен образ плотника Осипа в рассказе “Ледоход”. Он возглавляет плотничью артель, занятую починкой ледореза. Осип, “чистенький и складный” мужичок, […]...
- Образ и характер Татьяны Власьевны в рассказе Женщина (Горький А. М.) Яркими гранями сверкнул характер простой русской женщины-рязанки Татьяны Власьевны (“Женщина”). В ней живет жажда человеческого счастья, которое она ищет, скитаясь по дорогам России. Душа ее раскрыта горю и радости, но видит она больше горя вокруг, и ей “всю-то жизнь жалко, всю наскрозь, всех людей”. Ищет она не просто достатка и покоя – замкнутая жизнь зажиточных […]...
- Краткое изложение Горький М Максим Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя – 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) – русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа (“босяка”), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции […]...
- В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев? по пьесе На дне (Горький А. М.) В данном произведении Горький описывает людей достигших самого низа, “люди дна”. Каждый из героев в прошлом имел свое положение в жизни, социальный статус, но по некоторым обстоятельствам этого лишился. Человек “на дне” есть у Гоголя Н. В. в произведении “Мертвые души”. Плюшкин – богатый помещик, который потерял все свое имение после смерти жены. Он ожесточился, […]...
- Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести Хозяин (Горький А. М.) Одновременно с рассказами сборника “По Руси” Горький работал над автобиографической повестью “Хозяин”. Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем в 1912 г.: “Вы скажете – марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и […]...
- Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы – “На дне жизни”? по пьесе На дне (Горький А. М.) Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все же автор выбрал самое меткое – “На дне”. Если предыдущие версии оттеняли тяжелое положение бедноты, то последнее название обладало многозначительностью. “На дне” можно воспринимать довольно широко – от жизненных реалий […]...
- Образ характер Неудачник Губин (Горький А. М.) Философия другого обывателя, Ираклия Вырубова (“Кладбище”), еще примитивнее. Он вообще лишен чувства сострадания к людям, он воплощение самых низменных черт “рабьей” психологии, “зоологического, звериного эгоизма”. Несколькими штрихами Горький создает психологически и социально выразительный портрет этого человека:”… мне неотвязно воспоминался Ираклий Вырубов, в валяных туфлях на тяжелых лапах, толстогубый с жадным ртом и лживыми глазами”. Вся […]...
- Проходящий как герой цикла По Руси (Горький А. М.) “Проходящий” убеждается в том, что одаренность народа, его талантливость, мощная созидательная сила ярче всего проявляются в его труде. До великого труженика вырастает образ “маленького” человека, хлебопашца Василя (“Покойник”). Он один из тех, кто работает “больше сил своих”. Достоинство этого человека состоит в том, что непосильный труд не раздавил его, а привил ему чувство уверенности в […]...
- Решение упражнений. Страницы 39-43: Блок, Горький Решение упражнений. Страницы 39-43: Блок, Горький АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК с. 39. Россия Поэт очень любит Россию, она дорога ему, не смотря не на что: “нищая Россия”, “разбойная краса”, “пускай заманит и обманет”, “забота затуманит”. Сначала у поэта грустное настроение: вид России вызывает у поэта слезы. Но потом в словах поэта появляются нотки гордости, любви к […]...
- Цикл автобиографических рассказов “По Руси” (Горький А. М.) Цикл “По Руси” был задуман Горьким одновременно с другими его автобиографическими произведениями – “Хозяин”, “Случай из жизни Макара”, “Детство”. Некоторые высказывания писателя свидетельствуют о том, что он, начиная работу над этой серией произведений, ставил перед собой определенные творческие задачи в связи с новыми потребностями времени. Так, одному из своих адресатов, М. Неведомскому, он писал в […]...
- Образ и харатер Жизнь Матвея Кожемякина (Горький А. М.) Размеры статьи заставляют нас ограничиваться лишь одним примером, но примером чрезвычайно выразительным. Речь пойдет об одном из самых замечательных образов, созданных Горьким,- о Матвее Кожемякине. Историко-хронологический диапазон романа “Жизнь Матвея Кожемякина” чрезвычайно широк: от 60-х годов XIX века до эпохи первой русской революции. Необыкновенно богат историческим и житейски-бытовым содержанием и необыкновенно красочен этот роман. Артистизм […]...
- Смысл название пьесы “На дне” (Горький А. М.) Почему из названий заголовков “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни”, “Ночлежка” Горький выбрал название “На дне”? Название пьесы должно выражать ее суть. По-моему, заголовок “Ночлежка” – поверхностный, называет лишь место действия. Он не отражает бедственного, отчаянного положения персонажей пьесы. Название “Без солнца” – более глубокое, оно показывает, что в жизни обитателей ночлежки нет тепла, света […]...
- Образы босяков в произведениях Горького (Горький А. М.) В одной из ранних статей Горький сказал о себе, что “сызмальства склонен к “мудрости эллинской, филозофией зовомой, сиречь любомудрием”. Эта черта была в нем народной чертой и вместе с тем знамением эпохи. На пороге великих перемен мысль народная пульсировала особенно напряженно, страстно, порой следуя самыми причудливыми путями в поисках истины. И надо сказать, что для […]...
- Биография Горький Максим (1868 – 1936) Горький Максим (1868-1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник “Очерки и рассказы” (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, “свободной” морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе “Мать” (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса “На дне”, 1902), […]...
- Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький А. М.) Пейзаж в рассказе “Челкаш” М. Горький противопоставляет жизни людей. Проблемам взаимоотношений между людьми посвящены рассказы писателя 90-х годов XIX века. Автор наблюдает за жизнью России, находится в поисках своего положительного героя, пытается найти пути изменения современного ему общества. Однако природа занимает большое место в его рассказах. Пейзаж в рассказе “Челкаш” выполняет обрамляющую роль – он […]...
- Привидение в Инженерном замке рассказ (Лесков Н С) Николай Семенович Лесков (1831-1895) с глубоким интересом относился ко всяким жизненным явлениям и ценил подлинные истории, предпочитая их вымыслу. Рассказы – а их особенно любил писать Лесков – чаще всего написаны в форме воспоминаний. “Привидение в Инженерном замке” имеет подзаголовок “Из кадетских воспоминаний”. Эта история была рассказана писателю одним из ее участников, бывшим воспитанником кадетского […]...
- М. Горький. Жизнь и творчество 1. Краткие биографические сведения о писателе. 2. Начало творческого пути. 3. Первые произведения. 4. Революционные события. 5. Влияние Первой мировой войны на творчество писателя. 6. Последний неоконченный роман М. Горького. Берегите себя прежде всего – для себя, тогда и людям много останется Л. Н. Толстой Новая эпоха истории литературы связана с именем великого русского писателя-публициста, […]...
- Какие нравственные проблемы решают герои по пьесе На дне (Горький А. М.) В каждом своем произведении Максим Горький обращается к сложной нравственной проблематике. Особенно остро она стоит в пьесе “На дне”, где автор объединил целый ряд теорией, предположений и раздумий. Действующие лица пьесы – сломленные судьбой люди, обреченные на гибель. Обитатели городской ночлежки находятся на самом мне социальной и нравственной жизни. Проблематика раскрывается не столько в действиях […]...
- История написания и идея по роману Мать (Горький А. М.) В ленинской газете “Искра” 1 декабря 1902 года были напечатаны речи рабочих – Петра Заломова и других, – произнесенные на судебном заседании в Нижнем Новгороде (теперь г. Горький). Царское правительство судило их за участие в демонстрациях, которые были проведены в рабочем поселке Сормово, близ Нижнего, 1 и 5 мая 1902 года. В том же номере […]...
- Краткое изложение Дело Артамоновых Максим Горький Максим Горький Дело Артамоновых Приехал в город Дремов Илья Артамонов – красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить фабрику полотна. Раньше Илья служил у князей приказчиком, получил волю, за хорошую службу дали ему денег – вот приехал строить. У него три сына – Петр (старший, задумчивый, постоянно дергает себя за ухо), […]...