ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-х ГОДОВ
“С детства я представляла гражданскую войну как схватку “хороших” красных с “плохими” белыми, – так начала свое сочинение выпускница 11-го класса. – В той сказке правда всегда была на стороне красных, и наши непременно побеждали. Я как-то даже не задумывалась о людях по другую сторону баррикад. Но ведь они тоже сражались за свою правду.
Потеряв все, многие из них даже в эмиграции сохранили в сердце Россию. В последнее время я с особым интересом читаю книги тех, кто по каким-то причинам не принял революцию, но остался патриотом
Но я думаю, что не потеряли своего значения и те произведения, авторы которых приняли новый мир как свой. Верно говорят, что, не сопоставив разные точки зрения, нельзя понять такое сложное событие, как революция и гражданская война”.
Действительно, публикация “Несвоевременных мыслей” М. Горького, писем В.Г. Короленко к Луначарскому, дневников И.А. Бунина (“Окаянные дни”), возвращенных в литературный процесс произведений В. Вересаева и М. Булгакова, Б. Пильняка и А. Платонова, В. Зазубрина и Е.
Встав рядом с классическими произведениями советской литературы (“Тихим Доном” М. Шолохова, “Железным потоком” А. Серафимовича, “Чапаевым” Д. Фурманова, “Разгромом” А. Фадеева), эти книги показали, что в 20-е годы литература запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах писателей исторических событиях (Пильняк назвал их “перепряжкой истории”). При этом, несмотря на естественную для того периода непримиримость политических убеждений, писатели поднимались в своих лучших произведениях над сугубо политическими страстями к проблемам общечеловеческим, гуманитарным.
Художники не просто создавали хронику событий, они ставили поистине больные вопросы, над которыми издавна бьется русская мысль: о революции и эволюции, о гуманизме и жестокости, о цели и средствах, о цене прогресса, о праве на насилие во имя высокой цели, о неповторимости и значимости конкретной человеческой жизни. Революция обострила все эти проблемы, перевела их из области теоретических, философских размышлений в план практический, поставила в зависимость от их решения жизнь и смерть человека, судьбу России, всей мировой цивилизации. Революция привела к переоценке нравственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили, и это был нелегкий, подчас мучительный процесс, о котором также рассказала литература.
Поскольку литература по природе своей обращена в первую очередь к судьбе конкретного человека, то история представала в произведениях разных авторов в лицах, в напряженных исканиях мысли и духа, в многообразии конфликтов, человеческих характеров и стремлений.
В стране победившей революции естественным и искренним откликом на грандиозное преобразование мира стало создание героического эпоса. Массы людей, приведенные в движение революцией, – отряды, армии, “множества”, неуклонно движущиеся к своей цели, преодолевая на этом пути небывалые трудности, – таков коллективный герой “Голого года” Б. Пильняка, “Падения Дайра” А. Малышкина, “Железного потока” А. Серафимовича, “Конармии” И. Бабеля. Образ народа находится в центре произведений разных литературных родов: поэм А. Блока “Двенадцать” и В. Маяковского “150000000”, пьесы В. Вишневского “Первая Конная”.
Авторы этих книг запечатлели не только героику, но и муки рождения нового мира, отразили всю жестокость и непримиримость классового противоборства, сложное соотношение организованности и анархической вольницы, разрушения и тяги к созиданию, рождение чувства единства, общности.