Тема революции и гражданской войны (А. Фадеев, Б. Пастернак, М. Булгаков)
Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных в русской литературе XX века. Эти события не только круто изменили жизнь Российской империи, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными.
Братоубийственна по своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм ситуации здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны как национальной
Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятое автором, уже в романе А. Фадеева “Разгром”, и сколько бы ни искали в нем оптимистическое начало, книга прежде всего трагична – по описываемым в ней событиям и судьбам людей. Философски осмыслил суть событий в России начала века спустя годы Б. Пастернак в романе “Доктор Живаго”. Герой романа оказался заложником истории, которая безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее.
В
Во многом близок к творчеству Б. Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опыт гражданской войны стал его личным опытом, – М. Булгаков. Мне хотелось бы подробнее остановиться на его пьесе “Дни Турбиных”. Это произведение стало легендой XX века. Пьеса рождалась необычно.
В 1922 году, оказавшись в Москве после Киева и Владикавказа, после опыта работы врачом, М. Булгаков узнает о том, что в родном городе умерла его мать. Эта смерть послужила толчком к началу работы над романом “Белая гвардия”, а уже потом на основе романа рождается пьеса.
В романе и в пьесе отражены впечатления М. Булгакова от жизни в Киеве, его родном городе, в страшную зиму 1918/19 года, когда город переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу человека решал ход истории. В центре пьесы – дом Турбиных. Его прообразом стал дом Булгаковых на Андреевском спуске, сохранившийся до наших дней, а
Прототипами героев – близкие писателю люди. Так, прототипом Елены Васильевны была сестра М. Булгакова, Варвары – Афанасьевна Карум. Все это и придало булгаковскому произведению ту особую теплоту, помогло передать ту неповторимую атмосферу, которая отличает дом Турбиных.
Дом их – это центр, средоточие жизни, причем в отличие от предшественников писателя, например, поэтов-романтиков, символистов начала XX века, для которых уют и покой были символом мещанства и пошлости, у М. Булгакова Дом – это средоточие духовной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат традициями Дома и даже в трудное время стараются их сохранить.
В пьесе “Дни Турбиных” возникает конфликт между человеческой судьбой и ходом истории. Гражданская война врывается в дом Турбиных, разрушает его. Емким символом становятся не раз упоминаемые Лариосиком “кремовые шторы” – именно эта грань отделяет дом от охваченного жестокостью и враждой мира.
Композиционно пьеса строится по кольцевому принципу: действие начинается и заканчивается в доме Турбиных, а между этими сценами местом действия становятся рабочий кабинет украинского гетмана, из которого тот бежит, бросая людей на произвол судьбы; штаб петлюровской дивизии, которая входит в город; вестибюль Александровской гимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор Петлюре и защитить город.
Именно эти события истории круто изменяют жизнь в доме Турбиных: убит Алексей, искалечен Николка, да и все обитатели турбинского дома оказываются перед выбором. Горькой иронией проникнута последняя сцена пьесы. Елка в доме, крещенский сочельник 1918 года.
В город входят красные войска. Известно, что в реальной истории два этих события не совпадали по времени – большевики вошли в город позже, в феврале, но М. Булгакову необходимо было, чтобы на сцене был Новый год, самый домашний, самый традиционный семейный праздник, который лишь острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего прекрасного, создававшегося веками обреченного мира. Горькой иронией звучит и реплика Мышлаевского: после того, как Лариосик произносит слова из чеховской пьесы “Дядя Ваня”: “Мы отдохнем, мы отдохнем…” – слышатся далекие пушечные выстрелы, в ответ на них следует сказанное Мышлаевским: “Так! Отдохнули!..” В этой сцене с особой наглядностью видно, как история врывается в жизнь людей, как XIX век с его традициями, укладом жизни, жалобами на скуку и несобытийность сменяет век XX, наполненный событиями бурными и трагическими.
За их громовой поступью не слышен голос отдельного человека, обесценена его жизнь. Так через судьбу Турбиных и людей их круга М. Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции и гражданской войны.
Особо следует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе. Перед таким нравственным выбором оказывается главный герой произведения – полковник Алексей Турбин. Его главенствующая роль сохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его приносят в конце третьего акта, а весь последний, четвертый, происходит после его гибели. В нем полковник присутствует незримо, в нем он, как и при жизни, выступает как главный нравственный ориентир, олицетворение понятия о чести.
Выбор, перед которым оказался Алексей Турбин в момент, когда подчиненные ему юнкера готовы сражаться, жесток – либо сохранить верность присяге и офицерскую честь, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отдает приказ: “Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам”. Выбор, сделанный им, дается кадровому офицеру, “вынесшему войну с германцами”, как он сам говорит, бесконечно трудно. Он произносит слова, которые звучат как приговор ему самому и людям его круга: “Народ не с нами.
Он против нас”. Признать это тяжело, отступиться от воинской присяги и предать честь офицера еще тяжелее, но булгаковский герой решается на это во имя высшей ценности – человеческой жизни. Именно эта ценность оказывается высшей в сознании Алексея Турбина и самого автора пьесы. Совершив этот выбор, командир ощущает полную безысходность.
В его решении остаться в гимназии – не только желание предупредить заставу, но и глубинный мотив, разгаданный Никол кой: “Ты, командир, смерти от позора ждешь, вот что!”. Но это ожидание еще и от полной безысходности, неотвратимой гибели той России, без которой такие люди, булгаковские герои, не представляют себе жизни.
Пьеса М. Булгакова стала одним из наиболее глубоких художественных постижений трагической сущности человека в эпоху революции и гражданской войны.