Сюжет повести Андрея Куркова “Не надо бояться темноты”
Одним из ярких литературных явлений современности стала повесть Андрея Куркова “Не надо бояться темноты” (2002). В ней актуализированы характерные для антиутопии и для постмодернизма в целом такие пространственные модели, как туннель, лаз, лабиринт. К ним автор добавляет оригинальную форму хронотопа – канализационный люк, который является для героев единственным средством связи с земной жизнью и способом определения времени и пространственных ориентиров.
Построение произведения обусловлено этим видом хронотопа: повесть делится
Вследствие обнищания народа многие люди не смогли платить за электричество по новым ценам и превратились в “электрических беженцев”, за которыми охотится новая власть.
У
А. Курков отражает эпоху абсолютной бездомности и бесправности человека, где люди оказываются под землей вследствие абсолютной невозможности жить на земле.
Основные события произведения разворачиваются в темноте. Влад под землей знакомится с девушкой Мариной, которая убежала от своего отца – главы партии социал-демократов потому, что он из-за политических разногласий запретил ей встречаться с ее возлюбленным, сыном главы партии национал-демократов. История Ромео и Джульетты рассказан А. Курковым в повести-антиутопии на новый лад: “Ромео” не умирает, а едет учиться в Соединенные Штаты, а “Джульетта”, которой только восемнадцать лет, но она в полной мере испытав давление со стороны родителей и предательство любимого, в знак протеста против фальшивой жизни отправляется в подземный мир. Марина и Влад блуждают в темноте туннеля, и только изредка выходят на поверхность через канализационные люки, чтобы узнать, где они находятся и какое сейчас время – день или ночь.
Темнота стала теперь вечным спутником молодых людей, но в ней нет ничего пугающего, наоборот, в темноте они чувствуют себя защищеными, потому что их не видно.
“Не надо бояться темноты” – так символически называется повесть. Странствия персонажей по Киеву показаны в необычном ракурсе. Выглядывая изредка в канализационные люки, Влад и Марина отмечают, как изменились любимые ими места – Крещатик, Андреевский спуск, Владимирская горка, Подол, Киево-Печерская Лавра. Город становится одним из героев произведения.
Он, как и люди, необратимо изменяется, страдает, попадает во власть страшных сил. Изображение реальных географических примет в фантастической проекции на будущее содержит трагический прогноз писателя, который старается предупредить любимый им город и все общество от пагубных последствий современных процессов. И все-таки город самим своим существованием, своими “святыми местами” бросает вызов социальной системе.
Город не только помогает скрыться героям, спасает их, но и дает им шанс на новую жизнь: в фонтане у Днепра Влад и Марина находят монетки, которые бросали туда иностранцы, и на эти деньги они собираются поехать в Крым.
Читатель понимает, что побег в Крым – всего лишь прекрасная мечта, но герои верят в нее, поскольку они молоды, а молодость не может жить без мечты и без любви. Трагическому миру антиутопии автор противопоставляет мир, который вопреки обстоятельствам, рождается в душе юных героев. Влад и Марина потеряли в своей жизни все – дом, условия существования, деньги, родных и близких. Собственно, они и сами затеряны в подземных лабиринтах города.
Но они не потеряли себя даже в этих нечеловеческих условиях. В полной темноте, в канализационном туннеле, откуда, казалось бы, нет никакого выхода, они все же нашли выход – в сфере духовной. Между ними вспыхивает взаимная симпатия, и у них появляется светлая мечта о Крыме, о южном солнце, о нормальном существовании, где больше не нужно прятаться и можно жить свободно.
Характеристика героев оказывается непростым делом, поскольку действие происходит в кромешной темноте. Но А. Курков находит новые неожиданные художественные способы и создает необычайно яркие художественные образы.
В построении повести-антиутопии А. Курков соединяет возможности литературы постмодернизма и барокко. Мир как лабиринт, борьба света и тьмы – характерные концепты барочной и постмодернистской культуры. Ориентация на визуальные образы, повышенное внимание к риторике, к Слову, к тому, что говорится и как говорится, символичность отдельных деталей, аллегоризм образов и ситуаций – все эти признаки барокко стали плодотворными для создания художественного мира повести “Не надо бояться темноты”. Следует отметить и эмблематичность как особую, новаторскую черту, идущую от поэтики барокко и впервые проявившуюся в жанре антиутопии.
Публикация повести А. Куркова “Не надо бояться темноты” сопровождается фотографикой Хуго Шэрра с изображением разнообразных канализационных люков. Эти изображения (своеобразные знаки современности) в сочетании с делением произведения на “выходы” создают дополнительное впечатление для читателя, который вместе с героями должен пройти через эти люки к постижению важных истин.
Используя традиционную сказовую форму антиутопии – повествование от имени вымышленного рассказчика из будущего, писатель тем не менее максимально приближает героя к современности. Восприятие главного героя, его лексика, сам стиль высказываний вполне соответствуют сегодняшнему дню. Так автор достигает актуализации насущных проблем и укрупняет духовные коллизии, которые разворачиваются во внутреннем мире современного человека.