Сходство и различия Онегина и Ленского
Евгений Онегин — главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодежи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против нее. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя — Евгения Базарова.
Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то кажется, что оба главных
Их растили как и всех обеспеченных детей того времени вдали от русской духовности и культуры, которая сохранилась в деревне. Результат зарубежного воспитания и влияния мог бы сделать этих молодых людей такими же легкомысленными и пустыми, как их ровесники. Оба юноши много времени проводят на балах, но не получают от них удовольствия, обсуждают хорошеньких девушек, но не
При этом их жизнь течет в никуда, не имея никакой цели. Но отличие главных героев от остальных молодых дворян в том, что их не устраивает такое положение вещей. В один день словно проснувшись ото сна они хотят бросить вызов размеренной дворянской жизни.
Причиной тому стала скука и разочарованность в однообразии будней типичного молодого представителя богатого сословия. Сравнивая то, как герои оттолкнули от себя привычный образ жизни, Пушкин делает первые штрихи в образы юношей.
Ленский кажется застенчивым человеком, который вынужден много времени проводить в свете из-за своего положения, но не получает от этого удовольствия. При этом он словно расцветает рядом с тем кто разделяет его увлечения. Ленский — начинающий поэт, он всей душой любит искусство, говорит о нем восторженно и почитает мэтров литературы и философии.
Онегин кажется натурой увлекающейся и быстро охладевающей к новым увлечениям. Он познал за свою недолгую молодую жизнь многое, в результате настолько ей пресытился, что потерял интерес к самому своему существованию и начал хандрить. В Онегине постепенно проступают зачатки нигилизма, во многом он даже схож с Базаровым.
Он циничен, высокомерен, презирает людей с мещанскими интересами.
Когда юноши встретились в деревне, то оказалось, что их роднит не только неприятие традиционного образа жизни дворянина. Как и город, глубинка точно так же полна примитивными и самовлюбленными богачами-помещиками. Ленский презирает их за низменность и отдаленность от искусства, а Онегин за душевную пустоту.
В деревне Ленский освоился быстро. Как истинный поэт и творческая личность он любит красоту природы и тонко ее чувствует. Его друг не разделяет восторга, деревня кажется ему такой же скучной как и город. Незаурядность Онегина — его проклятье.
В любом обществе он не сможет найти себе места. И больше всего от этого страдает сам Евгений.
Может показаться, что Пушкин изображает Онегина как отрицательного героя. Автор открыто не признается в симпатии к персонажу, но отмечает его положительные стороны. Онегин тонко чувствует людей.
Ему достаточно одной встречи, чтобы понять, кто есть кто. Ярче всего эта способность выражается в эпизоде, где юноши знакомятся с сестрами Лариными. Несмотря на то, что Ольга предстает как первая красавица в обществе, Онегин сразу видит ее простоту и примитивность, в то время как в Татьяне замечает необычное и возвышенное.
Ленский не может похвастаться таким чутьем. Он не может оценивать окружающую действительность реально, потому что слишком погружен в творческие грезы. Нередко Ленский сам приписывает окружающим нужные ему черты. Так он очарован красивой Ольгой и думает, что она такая же прекрасная в душе.
В образе младшей из сестер Лариных Пушкин вывел типичный образ героини из любовного романа — красавицы с пустой душой и без характера.
Ленский идеализирует людей, Онегин же, напротив, не дает им шанса ему понравиться. Часто он не замечает достоинства и преувеличивает недостатки окружающих.
Лучшим эпизодом, в котором раскрываются характеры героев, является сцена дуэли. Ленский предстает как человек, который не знает, что такое смерть и думает, что будет жить вечно. Для него это лишь широкий жест и красивый порыв души.
Он идеализирует сражение на дуэлях точно так же, как и все, что его окружает и кажется ему романтичным.
Реалист-Онегин, который в данной ситуации мог бы отказаться от дуэли благодаря своему трезвому уму, проявляет чудовищный эгоизм и ранимое самолюбие. Прикрываясь надуманными понятиями о чести, он стреляет в друга под давлением смешков и перешептывания зевак. Онегин пытается сам себя оправдать, но так и не смог этого сделать.
Возможно, муки совести не оставляли его до самой смерти.
Ленский и Онегин представляют собой два пути, которые были у «неправильной» дворянской молодежи. Если юноша не принимал устоев общества и не хотел играть по его правилам, он погибал или ломался. Добродетели вроде ума, творческого мышления, эмпатии, чуткости и доброты в этой среде являются пороками и заставляют человека страдать.
Это противоречие актуально и для современного общества, поэтому роман «Евгений Онегин» прекрасно понимается людьми из нашего столетия.