Сравнительная характеристика образов Онегина и Ленского
Источником развития общества во все времена была неудовольствие людей собственной жизнью и общественными устоями. На пороге девятнадцатого века в России среди передовой дворянской молодежи неосознанно, постепенно начало ощущаться недовольство окружающей действительностью. Типичными представителями этого круга являются Евгений Онегин и Владимир Ленский — герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Главной общей чертой Онегина и Ленского является их неудовлетворенность дворянским обществом, хотя они получили воспитание типичное
Ленскому тоже были чужды светские интересы: «пиры не нравились ему, бежал он от беседы шумной».
В деревне, живя среди ограниченных, самодовольных помещиков и будучи выше окружающих по духовным запросам, они подружились, хотя и представляли собой противоположные человеческие натуры.
У Ленского поэт отмечает любовь к природе, «благородное стремленье чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда». У Онегина же по приезду в деревню «два дня казались ему новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья, на третий — роща, холмы его не занимали более», «труд упорный был ему тошен», и, когда он, «зевая, за перо взялся», у него ничего не вышло. Будучи от природы незаурядным чело веком, Онегин не может ни к чему приложить себя в том обществе, в котором он вынужден жить, и сам страдает от этого.
В Онегине Пушкин выделяет умение разбираться в людях, критически относиться к ним. Он сразу же понял заурядность Ольги и с первого взгляда оценил своеобразие Татьяны, выделив. ее из остальных. Ленского поэт показывает как человека, которому не достает знаний и понимания действительности. «Сердцем милый невежа», — так характеризует его Пушкин.
Ленский идеализирует Ольгу, простую девушку. Ее поведение после бала принимает за измену. Это обстоятельство приводит к необоснованной дуэли и его гибели.
Но если Ленский ведет себя в связи с дуэлью как сентиментальный юноша, непрактически относящийся к жизни; то Онегин, будучи трезво мыслящим человеком, «всем сердцем юношу любя», должен был проявить себя «мячиком предрассуждений… но мужем с честью и умом». Но Онегин оказался ниже сознаваемых им предрассудков воспитавшего его общества, оказался эгоистом и, испугавшись «шепота, хохота глупцов», убил друга. Ложное понятие Онегина о дворянской чести толкнуло его на убийство Ленского.
Белинский назвал Онегина страдающим эгоистом, эгоистом поневоле, так как его эгоизм обусловлен воспитанием, которое он получил в дворянском обществе.
В образах Онегина и Ленского Пушкин показал характерный путь, внутреннюю жизнь целого слоя молодых людей России того времени. Более умные, более чуткие, более совестливые, они не смогли найти призвание в жизни и угасли.
Для нас сейчас, я имею в виду свое поколение, нисколько не легче найти призвание в жизни. В нынешнем обществе хаоса и беспорядка очень трудно не ошибиться. Мне кажется, что каждый человек предназначен сотворить в своей жизни нечто, оставить след, иначе зачем мы, люди, созданы?
Нужно об этом помнить всегда и стремиться к своему призванию. Да, это трудно, может быть невозможно, но я попробую не отступиться.