Связь поколений в рассказе А. Платонова «Третий сын»
Идея этого урока родилась во время обучения на курсах в институте развития образования. Нам было предложено разработать модель урока на тему «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…» (мы подробно писали об этом опыте в № 23. — Ред. ). Мне представляется, что проблема связи поколений может быть обсуждена на примере рассказа Андрея Платонова «Третий сын».
Урок можно начать с обращения к миниатюре Владимира Солоухина из книги «Камешки на ладони».
«В английском парламенте обсуждался
Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние Дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
Наш мир достиг критической стадии. Дети
Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен.
Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
Все эти изречения о молодежи, о безнадежном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе — Гесиоду, третье — египетскому жрецу, а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка — 3000 лет».
Таким образом, упреки в адрес молодого поколения не новы, они, то справедливо, то неоправданно, звучат вечно. Слышать их из уст старших — участь каждого нового поколения. Созвучными миниатюре В. А. Солоухина оказываются и лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье! // Его грядущее — иль пусто, иль темно…», которые мы делаем проблемным эпиграфом урока.
Каждому поколению выпадает жить в свое время. Лермонтовскую эпоху назвали «эпохой безвременья» (может быть, поэтому так пессимистичны его строки). Андрей Платонов, автор рассказа, о котором мы будем говорить на уроке, жил в других условиях, в век жестоких социальных потрясений и мировых трагедий.
Наша задача — увидеть, как он решает проблему связи поколений.
Сюжет рассказа на первый взгляд прост: умирает мать, и шестеро сыновей приезжают проститься с той, которая отдала себя, чтобы ее дети жили и были счастливы. Однако этот сюжет скрывает в себе сложную проблематику. Построим беседу с классом так, чтобы приоткрыть ее для ребят.
Вопросы к классу
1. Почему в рассказе отсутствуют имена собственные?
Учащиеся приходят к выводу, что это один из приемов автора, который позволяет расширить масштаб повествования.
2. Перечитайте сцену «У гроба». Какова была роль матери в жизни этих «громадных мужчин»?
Она дала им «счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда — через тысячи верст — находило их, и они это постоянно, безотчетно чувствовали и были сильней от этого сознания и смелее делали успехи в жизни».
3. В рассказе читаем: «Мать… лежала, как равнодушная чужая старуха». Как вы считаете, может ли человек после смерти стать чужим? Как вы относитесь к тому, что сыновья устраивают веселье в соседней с гробом матери комнате?
В «Третьем сыне» воплощается излюбленная автором «идея жизни» — мать уже умерла, но дети живут по ее нравственным законам: собрались возле нее в родном доме, вспоминают и ее, и детство, и радость, и горе, радуются встрече и своим успехам в настоящем — их веселье не вызывает осуждения, ведь так нечасто им удается собраться в родном доме, почувствовать себя семьей.
4. Почему только третий сын приезжает на похороны с дочкой?
Далеко не каждый человек в суете жизни помнит о своих корнях, семье, доме; из шестерых сыновей лишь один понял важность преемственности поколений. Только из уст ребенка мы слышим словесное выражение чувств: «Мне бабушку жалко…»
— А что же остальные братья? Потерянное поколение?
Учащиеся обязательно вспомнят эпизод, когда ночью сыновья оделись, как днем, и разошлись «по всей ночи вокруг дома, где жили в детстве, и там заплакали, шепча слова и жалуясь». Этот эпизод подтверждает то, что души их живы, способны чувствовать и переживать. Именно соприкосновение этих «громадных мужчин» с домом и семьей открывает читателю одну из главных мыслей Платонова: семья — скрепа народа, родины, человечества.
— Как заканчивается рассказ? Чем доволен и горд старик? Почему?
Доволен старик и своей жизнью — она прошла не напрасно, горд он и за поколение сыновей, которому продолжать его дело.
Уосле беседы можно предложить ребятам написать итоговое мини-сочинение на выбор:
Как я понимаю смысл названия рассказа Платонова? Приложимы ли к рассказу строки Лермонтова о поколении?