Связь поколений в рассказе А. Платонова «Третий сын»

Идея этого урока родилась во время обучения на курсах в институте развития образования. Нам было предложено разработать модель урока на тему «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…» (мы подробно писали об этом опыте в № 23. — Ред. ). Мне представляется, что проблема связи поколений может быть обсуждена на примере рассказа Андрея Платонова «Третий сын».

Урок можно начать с обращения к миниатюре Владимира Солоухина из книги «Камешки на ладони».

«В английском парламенте обсуждался

вопрос о молодежи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодежи. Вот они, эти высказывания:

Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние Дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Наш мир достиг критической стадии. Дети

больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен.

Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

Все эти изречения о молодежи, о безнадежном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе — Гесиоду, третье — египетскому жрецу, а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка — 3000 лет».

Таким образом, упреки в адрес молодого поколения не новы, они, то справедливо, то неоправданно, звучат вечно. Слышать их из уст старших — участь каждого нового поколения. Созвучными миниатюре В. А. Солоухина оказываются и лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье! // Его грядущее — иль пусто, иль темно…», которые мы делаем проблемным эпиграфом урока.

Каждому поколению выпадает жить в свое время. Лермонтовскую эпоху назвали «эпохой безвременья» (может быть, поэтому так пессимистичны его строки). Андрей Платонов, автор рассказа, о котором мы будем говорить на уроке, жил в других условиях, в век жестоких социальных потрясений и мировых трагедий.

Наша задача — увидеть, как он решает проблему связи поколений.

Сюжет рассказа на первый взгляд прост: умирает мать, и шестеро сыновей приезжают проститься с той, которая отдала себя, чтобы ее дети жили и были счастливы. Однако этот сюжет скрывает в себе сложную проблематику. Построим беседу с классом так, чтобы приоткрыть ее для ребят.

Вопросы к классу

1. Почему в рассказе отсутствуют имена собственные?

Учащиеся приходят к выводу, что это один из приемов автора, который позволяет расширить масштаб повествования.

2. Перечитайте сцену «У гроба». Какова была роль матери в жизни этих «громадных мужчин»?

Она дала им «счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда — через тысячи верст — находило их, и они это постоянно, безотчетно чувствовали и были сильней от этого сознания и смелее делали успехи в жизни».

3. В рассказе читаем: «Мать… лежала, как равнодушная чужая старуха». Как вы считаете, может ли человек после смерти стать чужим? Как вы относитесь к тому, что сыновья устраивают веселье в соседней с гробом матери комнате?

В «Третьем сыне» воплощается излюбленная автором «идея жизни» — мать уже умерла, но дети живут по ее нравственным законам: собрались возле нее в родном доме, вспоминают и ее, и детство, и радость, и горе, радуются встрече и своим успехам в настоящем — их веселье не вызывает осуждения, ведь так нечасто им удается собраться в родном доме, почувствовать себя семьей.

4. Почему только третий сын приезжает на похороны с дочкой?

Далеко не каждый человек в суете жизни помнит о своих корнях, семье, доме; из шестерых сыновей лишь один понял важность преемственности поколений. Только из уст ребенка мы слышим словесное выражение чувств: «Мне бабушку жалко…»

— А что же остальные братья? Потерянное поколение?

Учащиеся обязательно вспомнят эпизод, когда ночью сыновья оделись, как днем, и разошлись «по всей ночи вокруг дома, где жили в детстве, и там заплакали, шепча слова и жалуясь». Этот эпизод подтверждает то, что души их живы, способны чувствовать и переживать. Именно соприкосновение этих «громадных мужчин» с домом и семьей открывает читателю одну из главных мыслей Платонова: семья — скрепа народа, родины, человечества.

— Как заканчивается рассказ? Чем доволен и горд старик? Почему?

Доволен старик и своей жизнью — она прошла не напрасно, горд он и за поколение сыновей, которому продолжать его дело.

Уосле беседы можно предложить ребятам написать итоговое мини-сочинение на выбор:

Как я понимаю смысл названия рассказа Платонова? Приложимы ли к рассказу строки Лермонтова о поколении?


Связь поколений в рассказе А. Платонова «Третий сын»