Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?

В вечном конфликте отцов и детей нет правых и виноватых. Есть лишь непримиримые стороны, не желающие искать компромисс и уступать друг другу. Порой очень сложно понять родителей и преподавателей, но и они не хотят вникать в суть волнующих юнцов проблем.

Казалось бы, два-три десятилетия – не такая большая разница в возрасте. Неужели старшие успели напрочь забыть свою юность? Почему они перестают понимать устремления младшего поколения?

Видимо, они стараются оградить детей от повторения личных ошибок, подсказать правильный путь.

Наверное, в свое время мы тоже не будет находить общего языка с собственными детьми. Так было и будет всегда.

Ни философам, ни психологам не под силу разрешить эту вечную проблему.

Тема противостояния поколений нередко поднималась классиками мировой литературы. Каждый автор по-своему освещает проблему. Для И. С. Тургенева в определенный период она показалась самой важной, он посвятил ей целый роман.

Написание “Отцов и детей” проходило на фоне важнейших реформ XIX столетия. Молодое поколение поддерживало реформы и отмену крепостничества в России, но “отцы” придерживались консервативных взглядов. Образованным интеллигентам, отстаивающим идеи общественного прогресса, приходилось противостоять проявлениям феодализма.

Уходящее поколение осознает свою слабость, но пришедшая на смену молодежь еще не набралась должного опыта и сил. Извечная борьба отцов и детей двигает прогресс. Без отрицания устоев прошлого, не будет будущего.

Конфликт тургеневских героев является ярким примером вечных споров поколений.

Этой же проблемой пронизана комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Столкновение мировоззрений волевого борца за идею Чацкого и пассивного фамусовского общества видится неизбежным. Интересы старого мира ограничиваются балами, ужинами, иной праздностью.

Постепенно противостояние между прогрессивным и консервативным принимает жесткий характер. Для Чацкого борьба сопровождается крушением надежд на личное счастье. Его протест против укоренившихся устоев становится более резким.

Фамусов отстаивает прошлое и скорбит об отмене крепостничества.

Чацкий с пылкостью революционера-декабриста выступает за решительные перемены, против бюрократизма и подхалимства. Он ценит человека за образованность, критическое мышление, духовные и моральные качества. Но традиции минувших дней еще слишком сильны – сам герой оказывается их жертвой.

Он не может существовать в таких условиях, но людей с прогрессивными взглядами появляется все больше…

В споре мировоззрений проигрывают все, побеждает лишь время. Проблему отцов и детей удастся сгладить, если старшее поколение будет терпимо относиться к младшему, а те в свою очередь – проявлять больше уважения к старшим.



Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?