Стихотворение БЛ. Пастернака «Снег идет» (Восприятие, оценка, истолкование)
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну
Ты — вечности заложник
У времени в плену.
Б. Пастернак
«Февраль. Достать чернил и плакать!.;», «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать еще и еще. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту, лауреату Нобелевской премии Борису Леонидовичу Пастернаку.
Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю,1 автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.
М. .Цветаева писала о Пастернаке:
Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идет» — одно из них. Оно было написано в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».
О чем это лирическое произведение?
Я думаю, оно о быстротечности человеческой жизни:
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме?
«Снег идет» — так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:
Снег идет, снег идет..
Эта фраза рефреном проходит через все произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям — «снег идет», «сходит небосвод» — подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоционально-психологическое равенство. Все, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом.
Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.
«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» — все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе — «снег идет густой-густой».
Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.
Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идет», который употребляется в тексте десять раз.
Интерес вызывает лексико-стилистический строй лирического произведения, который очень разнообразен. Анафора «снег идет» придает стихотворной речи более плавкое, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег вдет» — «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.
Книжная лексика «стопами», «в смятеньи». «наземь», «салоп», «ступени» гармонично соседствует с общеупотребительной «прятки», «поворот», «лестничная площадка» и помогает нарисовать волшебную картину зимнего дня. Сказочность придают и сравнения: «…словно… в заплатанном салопе», «словно с видом чудака».
Переживания, чувства лирического героя отражает не только речевой строй, но и звуковая организация стиха. Например, в нем рифмуются как оканчивающиеся строки, так и любые слова внутри «густой» — «той же», «идет» — «поворот». Это одна из особенностей пастернаковского стиха.
Характерно также своеобразное звуковое уподобление слов, находящихся рядом. Чередующиеся опоясывающая и перекрестная рифмы придают особое звучание.
Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания — в этом я и вижу прелесть стихов Б. Л. Пастернака.