Стихотворение М. Ю. Лермонтова “И скучно, и грустно” (восприятие, истолкование, оценка)



Стихотворение “И скучно, и грустно” было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году. Это время относится к позднему периоду творчества поэта. Известно, что в зрелой лирике Лермонтова отвлеченная проблематика часто соприкасается с социальной.

Романтический максимализм облекается здесь в простые, естественные человеческие чувства. От отвлеченных романтических форм выражения своих духовных исканий Лермонтов переходит к более конкретным изображениям.
“И скучно и грустно” – одно из наиболее характерных для мироощущения

Лермонтова стихотворений. По жанру оно близко к элегии: представляет собой лирическую думу от первого лица, композиция свободна. Также оно похоже на дневниковую запись сиюминутного душевного состояния. Ведущими чувствами в стихотворении являются грусть и скука.

Дружба, любовь, страсти подвергаются сомнению и даже отвергаются рассудочным анализом. Понятия “желанье”, “любовь”, “страсть”, “прошлое” глубоко значимы для Лермонтова. Но попытки найти опору в этих обольщениях жизни, которые были столь ценны для него прежде, безуспешны. И поэт, вопреки своим словам о “жажде бытия”,

которые он повторял не раз, отвергает саму жизнь: “А жизнь… такая пустая и глупая шутка…”
Стихотворение представляет как бы диалог Лермонтова с самим собой. Он спрашивает себя и сам же отвечает. Эти два полюса – утверждающего и отрицающего – не могут объединиться.

Утверждение связано со стремлением личности, которая уже истерзана “битвой” мыслей и чувств, прикоснуться к чему-то позитивному. А отрицание указывает на невозможность этого.
“И скучно и грустно” – одновременно и “документ” мироощущения русского человека в 30-е годы, и образец, как бы “памятник” романтического мышления. Элегическая форма стиха здесь своеобразна: она объединяет черты и политической, и философской, и любовной элегии одновременно, что идет вразрез с поэтической традицией. Это дает возможность наглядно увидеть сочетание “документа” и “памятника”, которое подчас переходит в полемику.
Итак, Лермонтов поет “похоронную песню всей жизни”, как говорил В. Г. Белинский. “Напрасным”, “ничтожным” и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека. “Любить на время” – “не стоит труда, А вечно любить невозможно”. Вывод недвусмыслен: любовь – пустое дело, не стоит на нее тратить силы и время.
“Что страсти? – Ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка…”, – размышляет лирический герой. Зачем что-то делать, если это что-то когда-нибудь или скоро бесследно исчезнет? Кажется, что и о жизни лирический герой думает так: зачем жить, если все равно умрешь?

Если Лермонтов думает так, то я с ним не согласен. В этом я не разделяю его пессимизма. Но все же Лермонтов переживает за уходящее время: “А годы проходят – все лучшие годы”.
Но, переживая, уже не хочет чего-то успеть. Время молодости, цветения личности для него уходит. И уходит безвозвратно – возможность перемен исчезает.

Иллюзии, наполнявшие его душу в прошлом, тоже ушли.
Известно, что частая встреча звуков “у” в стихотворениях может усиливать их мрачные настроения. Так, в первой строфе стихотворения “И скучно и грустно” ассонансный звук “у” встречается восемь раз:
И скУчно и грУстно, и некомУ рУкУ подать
В минУтУ душевной невзгоды…
А годы проходят – все лУчшие годы.
А в последней строке пессимистическая окраска финала усиливается повторением звуков “у”: “пУстая и глУпая шУтка”.
Интересен ритмический рисунок стихотворения. Размер стиха – разностопный амфибрахий. В первом и последнем двустишиях присутствует элегическо-напевное начало.

С третьей строки на стих накладываются паузы. Эти паузы продиктованы смыслом, и здесь уже нет мелодичности – она исчезает из-за превосходства логического принципа: “Любить… но кого же? на время – не стоит труда”.
Читая стихотворение можно задаться вопросом: “Почему же Лермонтов так пессимистичен?” Ответ кроется в первых строчках: “…и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.”
Мы видим, что начальные строчки обусловливают конечные (“жизнь… – такая пустая и глупая шутка”), чувство одиночества, осознание этого одиночества приводит к осознанию бренности всей жизни. Но надо помнить, что те переживания, в которых лирический герой хотел бы найти себя: желание, любовь, страсти, – отвергаются не потому, что он не понимает и не признает их ценности. Они сами по себе ценны, но они временны – и герой их отвергает.
“Отрицательный смысл” стихотворения стал причиной спора об отношении Лермонтова к действительности. А. Никитенко порицал элегию за “траурные узоры”, С. Бурачок – за безверие, С. Шевырев – за то, что оно являет собой случайный, “мгновенный плод… мрачной хандры”. В. Г. Белинский же отнесся к этому всеотрицающему пафосу элегии с глубоким сочувствием.

Он причислил стихотворение “И скучно и грустно” к “величайшим созданиям поэзии”, а в противовес Шевыреву утверждал: “это не минута духовной дисгармонии”, а “похоронная песня всей жизни”( как было упомянуто выше). И песня эта оправдана самой реальностью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “И скучно, и грустно” (восприятие, истолкование, оценка)