ТЕМА РЕЛИГИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”



Роман писался в период с 1928 по 1940 год. Это время очень сложное и жестокое. В нашей стране были революция и Граждан­ская война.

В момент написания романа производятся репрессии, а в Европе процветает фашизм. И все это происходит за один год до Великой Отечественной войны. В это время размышления о добре и зле, о религии, силе, которая может предотвратить жестокость и агрессию, безусловно, являются важными и актуальными. И вооб­ще вечные ценности подвергаются переоценке именно в трудные, критические времена.

Так было всегда.

Рассказ Мастера – это интерпретация библейского сюжета са­мим автором. Между рассказом Мастера и библейским сюжетом четко видна параллель: Иешуа и Ершалаим – это не что иное, как Иисус и Иерусалим соответственно. Для меня Библия всегда была носителем десяти заповедей, которые являются сформулированной

Формой основных человеческих принципов. На этих принципах должно держаться и в какой-то мере держится современное обще­ство. Рассказ Мастера имеет важное значение во всем произведении БулгаковА, так как не только своей серьезностью уравновешивает

остальную, безусловно, сатирическую часть произведения, но и яв­ляется важной “арией”.

Этот противовес уравновешивает добро и зло не только в романе, но и в жизни тоже. Такова, по моему мне­нию, мысль БулгаковА. Понимая это, мы можем легко ответить на вопрос, кто есть Воланд.

Если Иешуа – носитель добра, то Во-ланд – носитель зла, его яркий представитель, А в религиозном объяснении Воланд не кто иной, как Сатана.

Булгаков понимает это, и он этого не скрывает. Мы видим гла­венствующую роль Воланда во время бала. Автор наделяет Воланда атрибутами Сатаны – свитой.

А сила и возможности Воланда, ко­торые он воплощает в действия, не оставляют никакого сомнения в том, что он и есть Сатана.

Однако интересно видение автора. Булгаков видит не борьбу до­бра и зла, а их сотрудничество. Оно заключается в том, что люди сами должны выбирать свой путь.

Не может случиться такого, что выиграет какая-нибудь из этих двух сил. И хотя я и считаю, что добро сильнее зла, но, думаю, Воланд никогда не останется без сво­их новых соратников.

Воланд приезжает в Москву, как он говорит, для того, чтобы по­смотреть, изменились ли люди. Видимо, он уже был здесь. И по его заключению, люди остались точно такими же, какими и были: жадными, корыстными, подозрительными и т. д. Он раскидывал деньги, и люди готовы лезть друг другу на шею, чтобы добыть их.

Он предлагает дамам поменять свою одежду на красивую. И дамы бегут переодеваться, хотя наверняка знают, что бесплатный сыр бывает только в, мышеловке. И хотя вещи достаются якобы бес­платно, берут они их варварски, и нет сомнений в том, что эти лю­ди еще далеки от духовного совершенства.

Воланд почти все воз­вращает к тому состоянию, которое было до него. И дамы стоят го­лые на улице, и червонцы превращаются в бумагу – все это имеет свой смысл. Так и то и другое карает людей за жадность. Как пра­вило, от проделок Воланда и его свиты страдают люди, повинные в своей беде, однако зло не может пройти бесследно.

Ведь других причин, по моему мнению, для гибели Берлиоза просто нет. Но Са­тана в представлении БулгаковА тоже обладает человеческими ка­чествами. Он сжалился над Маргаритой и вернул ей Мастера.

Он же послушался Левия Матвея и дал им покой.

Нравственный выбор Маргариты был определен в пользу зла. Она продала душу дьяволу ради любви. И этот факт заслуживает осуждения. По религиозным убеждениям она лишила себя шанса попасть в рай.

А Мастер тоже отказался от рая, когда он отрекся от своего произведения.

Но произведения не могут сгореть. Раз напечатанное, произведе­ние навсегда останется в сердцах людей. Как осталась когда-то в миллионах сердцах Библия.

Эта красивая сказка облагородила огромное количество людей. Сделала их добрее. Для многих она

Стала верой в добро и определяющей силой в выборе поступков в реальной и повседневной жизни.

Так и книга БулгаковА, его новое видение вечной темы добра и зла заставит пересмотреть свои позиции многих людей. И. хотя ав­тор исправлял и улучшал свой роман до самой своей смерти и счи­тается, что он его не дописал, его произведение останется в сердцах людей. Что приведет только к положительному результату.

Я не верю в Бога, но считаю, что религии, книги, искусство только облагораживают человека, и это, безусловно, здорово!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

ТЕМА РЕЛИГИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”