Стихотворение А. А, Ахматовой ; «Сегодня мне письма не принесли…» . (Восприятие, истолкование, оценка)
А А. Ахматова ворвалась в литературу вместе с новым веком, заявив о себе «во весь голос». Она изменила представление о поэзии любви, сделав личную исповедь национальным достоянием. А. Ахматова создала из фрагментов интимных переживаний «четки» целой жизни. Ее стихотворения — мгновения, запечатленные навеки.
Это небольшие рассказы, в которых показаны настоящие чувства, поэтому до сих пор они волнуют читателей.
Ахматова — мастер первой строки, являющейся визитной карточкой стихотворения, недаром большинство ее произведений
Может быть.
Герои стихотворений А. Ахматовой почти всегда не вместе. Она — страдалица любви, он — далекий путник, хотя совсем недавно был рядом:
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой…
Он был любим, он и теперь любим, потому что «как от предсмертной боли, бьется, бьется» смычок сердца, и все рядом теряет смысл,
Сегодня мне письма не принесли…
Наиболее важным приемом в этом стихотворении является параллелизм: природа контрастирует с душевными переживаниями героини. Все спокойно вокруг:
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
А для героини «…грусть весны отравна», «…страшно, что сердце разорвется…». Ей ближе «белая зима», ведь тогда он был «влюбленный, ласковый и мой». Там, в «белой зиме» было счастье, не омраченное «предсмертной болью» от ненаписанного письма.
Интересна композиция стихотворения. В трех строфах — настоящее, прошлое и будущее. В прошлом — счастье любви, которая была «совсем недавно». Сегодня героине безрадостно, ведь письма нет:
Забыл он написать или уехал…
Еще более печально будущее, в котором, возможно:
… сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк…
Большое значение для раскрытия картин прошлого и настоящего имеет повтор:
Сегодня мне письма не принесли.
Он был со мной еще совсем недавно.
И та и другая строка заканчивается многоточием. За ним размышление, немой вопрос: «Почему?» Повтором А. Ахматова выделяет два наиболее важных события: было недавно и есть сейчас. Повтор изменяет строфику: два пятистишия и одно четверостишие.
Причем в последней строфе перед нами не просто любящая, страдающая женщина, перед нами поэт, «трепетный смычок» которого бьется «от предсмертной боли».
В стихотворении почти нет выразительных средств. Всего несколько эпитетов характеризуют возлюбленного («влюбленный, ласковый»), еще несколько — поэтический дар, сравниваемый с «легким, трепетным смычком». Образ весны раскрывается у А. Ахматовой с помощью удивительного сравнения и олицетворения («как трель серебряного смеха», «грусть весны»), не случайно противопоставленных друг другу, ведь весенняя радость природы не соответствует душевной трагедии героини, которая осталась в «белой зиме».
Выразительные средства у А. Ахматовой напоминают мазки красок, которыми художник завершает картину. Недаром любовь связана с образом «белой зимы», то есть чистой, светлой,,а разлука — с «предсмертной болью». Ничего лишнего, почти прозаический аскетизм, но простота изложения не лишает стихотворение глубокого психологизма, а скорее обнажает чувства тоски и боли.
Одно мгновение описано в этом стихотворении, но в нем жизнь и любовь. Ахматова умеет «подбирать незаметные признаки соответственного момента», она все так замечает, что «внутренний мир ее не просто обрамляется внешним, они сходятся воедино». Легкий жест, движение, та или другая наружная примета лучше обрисовывают ее душу и проникают в души читателей.
Грусть произведения передается и мне.