Стихи Фета о назначении поэзии
“Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное
Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее”. Эти слова старца Зосимы из романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” проясняют мироощущение Фета, его взгляд на существо и назначение высокой поэзии:
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец – Вот чем певец
Поэт снимает с человека гнетущее ярмо земных страстей, давая “жизни вздох”, усиливая “бой бестрепетных сердец”. Поэзия рвется к горнему от земного, ее “судьба на гранях мира не снисходить, а возвышать”. Если Некрасов тянется к миру дольнему и излюбленным образом его поэзии является дорога, то Фет зовет “смертных взоры” на “синеву небес”. Лейтмотивом его поэзии является тема полета: мечты в его стихах “роятся и летят”, он чувствует в минуту вдохновенья, как “растут и тотчас в небо унесут” его “раскинутые крылья”.
Свою поэзию он называет ласточкой с “молниевидным крылом”. Счастливые мгновения его поэтических озарений сопровождаются полной утратой земного тяготения и радостной самоотдачей воле Творца:
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом, раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Муза Некрасова обитает на простонародной Сенной площади Петербурга в виде страдающей женщины-крестьянки. Муза Фета – “на облаке, незримая земле, в венце из звезд, нетленная богиня”. И звуки ее поэзии сносят на землю “не бурю страстную, не вызовы к борьбе, а исцеление от муки”.
- Стихи о назначении поэта и поэзии Народа водитель и одновременно – народный слуга? В. Маяковский Передовых писателей всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии. Владимир Владимирович Маяковский не раз обращался к этой теме в своем творчестве, утверждая вслед за своими великими предшественниками – поэтами XIX века – общественное назначение поэзии. Продолжая борьбу за новое искусство, […]...
- Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии Александра Сергеевича Пушкина называют “началом наших начал”, но его поэзия появилась не на пустом месте. А. С. Пушкин хорошо знал творчество величайших предшественников. Он относился к поэзии серьезно, считал ее тем родом деятельности, который существует не только для того, чтобы услаждать слух, но и сотрясать троны. Сравним два стихотворения: “Памятник” Г. Р. Державина и “Я […]...
- Николай Некрасов о назначении поэта и поэзии Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он считает, что быть поэтом – это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. “Поэт и Гражданин”. Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению Отечеству. Но Поэт не приемлет этой позиции, он […]...
- Стихи А. Фета это чистая поэзия. Любовь Фета это костер, как и поэзия Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей […]...
- А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии И мы знаем, что так было всегда: Что судьбою больше любим, Кто живет по законам другим, И кому умирать молодым. Он не помнит слова “да” и слова “нет” Он не помнит ни чинов, ни имен. И способен дотянуться до звезд, Не считая, что это сон. И упасть опаленным звездой По имени Солнце. В. Цой Poeta […]...
- “Поэзия – баба капризная”(В. В. Маяковский и А. А. Вознесенский о назначении поэта и поэзии) ..Я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря… В. Маяковский Тема назначения поэта и поэзии в русской литературе не нова. Ей отдали дань Державин и Карамзин, Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Блок, Маяковский и Вознесенский. Стихотворение Андрея Вознесенского “Разговор эпиграфом” – это прямое продолжение темы, начатой Владимиром Маяковским в стихотворениях “Юбилейное”, “Сергею Есенину” […]...
- А. С. Пушкин о назначении поэзии. “Глаголом жги сердца людей…” Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не склонит гордой головы. А. С. Пушкин Великий русский поэт А. С. Пушкин за “вою короткую жизнь написал более восьмисот стихотворений. Их тематика различна. Но особенно сильно волнует Пушкина тема предназначения поэзии и роли поэта. Сохраняя верность декабристскому, гражданскому пониманию задач поэзии (“Пророк”), […]...
- Пушкин о назначении поэта и поэзии Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества – это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Не составляет исключение и А. С. Пушкин. В поздний период творчества поэта было создано программное стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, в котором посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: Нет, весь я не умру; […]...
- Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии В “Деревне” Пушкин тосковал, что ему не дан в удел “витийства грозный дар”. Чем же он дается и почему назван “грозным”? В 1826 г., после расправы с декабристами, Пушкин пишет стихотворение “Пророк”. Гневная и горькая книга пророка Исайи в Библии оказывается близка поэту. Видя “народ грешный, народ, обремененный беззакониями”, пророк в отчаянии-“Во что нас бить […]...
- Основные мотивы в поэзии А. А. Фета Поэзия А. А. Фета недолго имела успех у современников в 1840-е гг., а в 1870-1880-х гг. это был успех в узком кругу преданных почитателей, отнюдь не массовый. Но массам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярные романсы, которые они распевают (в том числе и цыганские), – на слова Фета. “О, долго буду […]...
- М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей искусства. Поэтому тема назначения поэта – центральная тема поэзии XIX века. Во всем, о чем бы ни писали поэты, скрывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению […]...
- М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный […]...
- В чем сходство и различие взглядов Тютчева и Фета на поэзию? Чье понимание поэзии Вам ближе? Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, что они современники, поэты одной эпохи. Некрасов ведь тоже близок им по времени, но это совершенно другая поэзия, и его Муза совсем иного, земного происхождения. Она, по мнению поэта, “родная сестра” молодой крестьянки из стихотворения “Вчерашний день часу в шестом…” – […]...
- Стихи о поэте и поэзии Пушкина Стихи о поэте и поэзии. Поэтической декларацией поэта стало стихотворение “Пророк”; (1826). По жанру оно близко духовной оде. В нем обосновывается мысль об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину. Именно для этого поэт претерпевает мучительные преобразования: посланец Бога ангел серафим наделяет его особыми чувствами – зрением […]...
- Александр Пушкин о назначении поэта и поэзии Вопрос о роли и месте поэта в духовной истории человечества занимал всех великих поэтов и писателей. Не составляет исключение и А. С.Пушкин. В поздний период творчества поэта было создано программное стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, в котором посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: Нет, весь я не умру; душа в заветной лире Мой […]...
- Маяковский о назначении поэта и поэзии Нет, пожалуй, в мире Маяковский о назначении поэта и поэзии Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критическими статьями – все равно. Что же до Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное, стихами. Он считал себя бойцом […]...
- Охарактеризуйте особенности поэзии А. А. Фета Какие моменты в жизни и природе привлекают Ф. И. Тютчева? Особенностью лирики Ф. И. Тютчева является повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни. В природе поэта привлекают кризисные, крайние ситуации – гроза, буря, борьба стихий. В человеческой жизни – борение страстей, их “роковой поединок”. Какой предстает любовь в лирике Ф. И. Тютчева? Любовь у […]...
- Гармония и музыкальность поэзии А. А. Фета Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область… Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом… П И. Чайковский Одним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути […]...
- Удивительный мир поэзии А. А. Фета А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэтическую эпоху, да, кстати, и сам никогда не стремился к славе. В жизни его интересовали совсем другие проблемы: в возрасте 14 лет он был объявлен незаконнорожденным и лишен отцовской фамилии Шеншин, а […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике Афанасия Фета Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в усадьбе помещика А. Н. Шеншина Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Вплоть до четырнадцатилетнего возраста он носил фамилию своего отца и считал себя потомственным русским дворянином. Но в 1834 году Орловская духовная консистория установила, что христианский брак А. Н. Шеншина с немецкой подданной Шарлоттой-Елизаветой Фет был оформлен уже […]...
- Удивительный мир поэзии Афанасия Фета Через все творчество Фета,- то затихая, то громко звуча,- проходит одна отчаянная, звучащая нота, и тот, кто не чувствует ее, тот не чувствует Фета, ибо все остальные мотивы находятся как бы на периферии его творчества. Для понимания внутреннего мира поэзии Фета нужно знать некоторые факты его биографии. Исток его лирики – в драматических обстоятельствах, имевших […]...
- Основные мотивы и образы поэзии Фета Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес – обо всем этом пишет он в своих […]...
- Стихи Фета поэзия идеальной сферы чувства К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое “чистое искусство”. Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго – Фет. Поэты “чистого искусства” считали, что цель искусства – это искусство, они не допускали никакой возможности извлечения из поэзии практической пользы. Их стихи отличает отсутствие […]...
- Тайна “ночной поэзии” Фета Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи. В “ночной поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь – бездна – тени – сон […]...
- (Б). ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ. НЕКРАСОВ О БОРЦАХ ЗА НАРОДНОЕ СЧАСТЬЕ Муза поэта – родная сестра закабаленного, замученного народа. Муза страданий и горя народного; поднимающая к борьбе; смирения и прощения. Поэт-сатирик – подлинный гуманист, во имя любви к людям обличающий в них все то, что мешает стать лучше. Утверждение гражданственности, патриотизма и народности поэзии. Призывы к служению народу. Дружба Некрасова с Белинским, Чернышевским, Добролюбовым. Роль Белинского […]...
- Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. […]...
- Мастерство воплощения мимолетных настроений и переживаний в поэзии А. А. Фета А. А. Фет вошел в историю русской поэзии как прекрасный поэт-лирик, чьи стихотворения поражают нас красотой и возвышенностью чувств, эмоциональной силой, яркостью и сочностью красок. Ему присуща уникальная способность поразительно точно передавать каждую деталь, мельчайшую подробность. При этом поэт не углубляется в смысл происходящего, но интонацией, звуком вызывает невероятно сильное впечатление. Своеобразие поэтического стиля Фета […]...
- Мелодичность поэзии Фета Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, – это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько “летучее” настроение поэта. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги. Поэт писал: Язык душевной непогоды Был непонятен […]...
- Сочинение на тему Мелодичность поэзии Фета Мелодичность поэзии А. А. Фета Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, – это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько “летучее” настроение поэта. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги. Поэт писал: […]...
- ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (по поэзии А. А. Фета) ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (по поэзии А. А. Фета) Афанасий Афанасьевич Фет – один из выдающихся поэтов-лириков XIX века. “Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант”, – писал о нем П. И. Чайковский. На слова Фета написано множество романсов: “Сад весь в цвету” Аренского, “Свеж и душист твой роскошный венок” Римского-Корсакова, “В дымке-невидимке” Танеева, “Я тебе […]...
- Г. Р. Державин о назначении поэта Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим человеком со стихами, говорившими о бренности жизни, о смерти и бессмертии. И закончил путь монументальным восьмистишием, одой “На тленность”. Он написал оду за два дня до кончины и подтвердил этим, что остался поэтом в мире до гробовой доски. Многие современники Державина считали его придворным поэтом. […]...
- Художественное своеобразие поэзии Афанасия Фета К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое “чистое искусство”. Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго – Фет. Поэты “чистого искусства” считали, что цель искусства – это искусство, они не допускали никакой возможности извлечения из поэзии практической пользы. Их стихи отличает отсутствие […]...
- РАЗНООБРАЗИЕ ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА К середине XIX века в русской поэзии стали намечаться два направления: демокра- тическое и направление “чистого искусства”. Сторонником и идеологом “чистого искусст- ва” был А. А. Фет. Фет, так же как и все при- верженцы этого направления, считал, что ис- кусство должно существовать только само для себя, без никакой практической пользы. Поэтому в его поэзии […]...
- Импрессионизм поэзии Фета Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства – впечатления. Русское слово “впечатление” (как и французское “импрессион”) происходит от слов “печать”, “отпечаток”, здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Закат и восход солнца, пение птиц, снег – это лишь констатация фактов. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый […]...
- Тема поэта и поэзии в поэзии Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представшей то резвой, то веселой “вакханочкой”, то задумчивой, то суровой и гневной. Но в стихотворении Некрасова “Вчерашний день часу в шестом…” – совсем иная Муза. Между “крестьянкой молодой” и Музой нет никаких различий, они одинаково дороги и близки […]...
- В чем особенность звучания любовной темы в поэзии А. А. Фета? (ЕГЭ по русскому) Лирика А. Фета в значительной степени посвящена теме любви. Он обладал способностью к созданию великолепных стихов о любви, что вполне объяснимо, так как поэту свыше был послан великий дар и талант. Фет при написании собственных стихов руководствовался также реальными фактами из своей жизни, что и было отражено в поэзии. Вдохновляла автора на написание шедевров его […]...
- Школьное сочинение на тему Мелодичность поэзии А. А. Фета Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи в большинстве своей не имеют сюжета – это лирические миниатюры, назначение которых не столько передать читателю мысли и чувства, сколько “летающее” расположение духа поэта. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Он был далек от душевных бурь и тревог. Поэт писал: Язык душевной непогоды […]...
- Гражданственность поэзии (А. Блок, стихи) О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! А. Блок В целом поэзия Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его эпоху общественно-историческими противоречиями. Связующим началом этой поэзии, точкой притяжения […]...
- Идеи и образы современной поэзии Когда стихи сияют Идеи и образы современной поэзии Когда стихи сияют совершенством, Они дарят читателя блаженством. (Джами) В 60-80-е годы в советскую литературу вошли поэты, которые принесли с собой немало нового и развили старые традиции. Многообразна тематика их творчества, а поэзия глубоко лирична, интимна. Но и тема Родины никогда не сходила со страниц нашей литературы. Ее образы, связанные […]...
- Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета В лучшие свои минуты (он) выхо – Дит из пределов, указанных поэзии, И смело делает шаг в нашу область. ПИ. Чайковский об А. А. Фете О Фете спорят по сей день. Оценка его стихов удивительно противоречива. Одни восторженно называют его “соглядатаем природы”. Другие снисходительно причисляют к поэтам, проповедующим “чистое искусство”, потому что его поэзия не […]...