Стихи о поэте и поэзии Пушкина
Стихи о поэте и поэзии. Поэтической декларацией поэта стало стихотворение “Пророк”; (1826). По жанру оно близко духовной оде. В нем обосновывается мысль об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину.
Именно для этого поэт претерпевает мучительные преобразования: посланец Бога ангел серафим наделяет его особыми чувствами – зрением “испуганной орлицы”;, слухом, проникающим в “горний ангелов полет”;. Его прежний “празднословный и лукавый язык”; вырван
А потому поэту вместо сердца серафим дает “угль, пылающий огнем”;. Но и этого еще недостаточно – свою пророческую миссию поэт может осуществить только тогда, когда сам Бог вдохнет в него силу служить истине:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Мужественная энергия стиха, высокая
Но далеко не всегда общество оказывается готово слушать поэта – пророка. Непонимание, “суд глупца и смех толпы холодной”; преследуют его. После Михайловской ссылки Пушкин начинает особо остро чувствовать стену, разделившую его с читателями.
Это вызвало целый ряд стихотворений, ставших, как и “Пророк”;, программными декларациями на тему места поэта и роли поэзии в обществе: “Поэт (“Пока не требует поэта…”;), 1827, “Поэт и толпа”;, 1828, “Поэту”; (“Поэт! не дорожи любовию народной…”;), 1830, “Эхо”;, 1831. В них Пушкин утверждает необходимость абсолютной свободны и независимости поэта: “Ты царь: живи один. Дорогою свободной \ Иди, куда влечет тебя свободный ум…”;.
Поэтическим итогом всех размышлений поэта стало стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”; (1836). Написанное в традиционном жанре литературного “памятника”;, восходящего к оде древнеримского поэта Горация “К Мельпомене”;, это стихотворение стало подлинным гимном поэзии. Его главная тема – прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества.
Определяя свое поэтическое бессмертие, залог его Пушкин видит не только в гражданской силе стихов, прозвучавших в “жестокий век”;, но и в той высшей нравственной силе, о которой он сказал еще в “Пророке”;. Его Муза, послушная “веленью Божию”;, – это Муза свободы, добра и милосердия. Высокому жанру стихотворения соответствует особо торжественная интонация и лексика, насыщенная архаизмами и славянизмами.
Шестистопный ямб с пиррихием создает медленный, величественный ритм стихотворения.
“Нет, весь я не умру – душа в заветной лире \ Мой прах переживет и тленья убежит…”;, – пророчески сказал поэт. “Чувства добрые”;, которые пробуждает его поэзия, были и остаются главным в творчестве Пушкина для многих поколений читателей. И вместе с
В. Г. Белинским мы можем сказать: “Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность”;.