Стихи о поэте и поэзии Пушкина

Стихи о поэте и поэзии. Поэтической декларацией поэта стало стихотворение “Пророк”; (1826). По жанру оно близко духовной оде. В нем обосновывается мысль об особой миссии поэта в обществе, сход­ной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божествен­ную истину.

Именно для этого поэт претерпевает мучительные пре­образования: посланец Бога ангел серафим наделяет его особыми чувствами – зрением “испуганной орлицы”;, слухом, проникающим в “горний ангелов полет”;. Его прежний “празднословный и лукавый язык”; вырван

и заменен на “жало мудрыя змеи”;. Но и этого еще ма­ло: чтобы стать пророком, надо отрешиться от “трепетного”; человече­ского сердца, так как задача пророка – нести людям ту правду, ко­торая может оказаться страшной и горькой.

А потому поэту вместо сердца серафим дает “угль, пылающий огнем”;. Но и этого еще недос­таточно – свою пророческую миссию поэт может осуществить только тогда, когда сам Бог вдохнет в него силу служить истине:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Мужественная энергия стиха, высокая

библейская образность, торжественный одический стиль – все в этом пушкинском шедевре должно передавать важнейшую для поэта мысль: искусство – не забава, не игрушка и даже не просто художественно совершенное творение. Это особая миссия, которая возложена на поэта и которую он обязан выполнять, как бы тяжело это ни было.

Но далеко не всегда общество оказывается готово слушать поэта – пророка. Непонимание, “суд глупца и смех толпы холодной”; пре­следуют его. После Михайловской ссылки Пушкин начинает особо остро чувствовать стену, разделившую его с читателями.

Это вы­звало целый ряд стихотворений, ставших, как и “Пророк”;, про­граммными декларациями на тему места поэта и роли поэзии в обществе: “Поэт (“Пока не требует поэта…”;), 1827, “Поэт и тол­па”;, 1828, “Поэту”; (“Поэт! не дорожи любовию народной…”;), 1830, “Эхо”;, 1831. В них Пушкин утверждает необходимость абсолютной свободны и независимости поэта: “Ты царь: живи один. Дорогою свободной \ Иди, куда влечет тебя свободный ум…”;.

Поэтическим итогом всех размышлений поэта стало стихотворе­ние “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”; (1836). Написан­ное в традиционном жанре литературного “памятника”;, восходяще­го к оде древнеримского поэта Горация “К Мельпомене”;, это стихо­творение стало подлинным гимном поэзии. Его главная тема – прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначе­ния поэта в жизни общества.

Определяя свое поэтическое бессмертие, залог его Пушкин ви­дит не только в гражданской силе стихов, прозвучавших в “жесто­кий век”;, но и в той высшей нравственной силе, о которой он сказал еще в “Пророке”;. Его Муза, послушная “веленью Божию”;, – это Муза свободы, добра и милосердия. Высокому жанру стихотворения соответствует особо торжественная интонация и лексика, насыщен­ная архаизмами и славянизмами.

Шестистопный ямб с пиррихием создает медленный, величественный ритм стихотворения.

“Нет, весь я не умру – душа в заветной лире \ Мой прах пере­живет и тленья убежит…”;, – пророчески сказал поэт. “Чувства до­брые”;, которые пробуждает его поэзия, были и остаются главным в творчестве Пушкина для многих поколений читателей. И вместе с

В. Г. Белинским мы можем сказать: “Общий колорит поэзии Пуш­кина, и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность”;.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стихи о поэте и поэзии Пушкина