«Старик и море», анализ повести Хемингуэя

Повесть «Старик и море» была закончена Хемингуэем в 1951 году. В ней писатель постарался передать читателям весь свой жизненный и литературный опыт. Хемингуэй создавал повесть долго, кропотливо выписывая каждый эпизод, каждое размышление и наблюдение своего, во многом лирического, героя. Затем он делился написанным с женой Мэри, и только по мурашкам на ее коже понимал, насколько хорош сделанный им отрывок.

По признанию самого писателя, повесть «Старик и море» вполне могла бы стать большим романом, со множеством действующих лиц (преимущественно

рыбаков) и сюжетных линий. Однако все это уже было в литературе до него. Хемингуэю же хотелось создать нечто иное: повесть-притчу, повесть-символ, повесть-жизнь.

На уровне художественной идеи «Старик и море» тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести и в образах главных героев (мальчик носит имя Манолин — уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имен Иисуса Христа; старика зовут Сантьяго — точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного

Иакова, бросившего вызов самому Богу ), и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах, и в чтении им основных христианских молитв — «Отче наш» и «Богородицы».

Художественная проблематика повести заключается в показе внутренней силы человека и его умении не только осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нем. Огромный океан, в который уходит старик, — это символический образ как нашего вещного пространства, так и духовной жизни человека. Огромная рыба, с которой сражается рыбак, носит двоякий символический характер: с одной стороны — это собирательный образ всех рыб, пойманных когда-то Сантьяго, образ предназначенного ему Богом дела, с другой — это образ самого Создателя, обитающего в каждом своем творении, умершего ради людей, воскресшего и живущего в душах верующих.

Старик считает, что далек от религии, но в трудный момент ловли он читает молитвы и обещает прочесть еще, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла. Рассуждения Сантьяго о жизни просты и безыскусны. Он и сам внешне такой: старый, изможденный, довольствующийся малым — простой едой, бедной хижиной, постелью, заправленной газетами.

День за днем изматывая в океане большую рыбу, старик не думает о том, как ему больно или тяжело от режущих руки и спину бечевок. Нет. Он пытается сохранить свои силы для решающего боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства голода.

Он заставляет себя спать, чтобы набраться сил. Он использует все подручные средства для сражения с акулами, покушающимися на его рыбу. И еще он разговаривает, оценивает, вспоминает. Постоянно.

В том числе и с рыбой — и живой, и мертвой.

Когда от морской красавицы остается изуродованная туша, старику становится не по себе. Он не знает, как вести себя с рыбой. Убив одной из прекраснейших созданий этого мира, Сантьяго оправдывает свой поступок тем, что рыба насытит его и других людей.

Растерзанная акулами добыча лишается этого простого, житейского смысла. Старик извиняется перед рыбой за то, что все получилось так нехорошо.

В отличие от многих классических литературных произведений в «Старике и море» отсутствует критика чего бы то ни было. Хемингуэй не считает себя вправе судить окружающих. Главная цель писателя — показать, как устроен наш мир, в котором рыбак рождается рыбаком, а рыба — рыбой.

Они не враги друг другу, они — друзья, но смысл жизни рыбака в убийстве рыбы, и по другому, увы, нельзя.

Каждый раз, когда старик сталкивается с морскими обитателями, он проявляет себя человеком любящим, жалеющим и уважающим каждое создание Божие. Он волнуется за птиц, которым тяжело добывать себе пропитание, наслаждается любовными играми морских свинок, испытывает сочувствие к марлину, который лишился своей подруги по его вине. К большой рыбе старик относится с чувством глубокого уважения.

Он признает в ней достойного соперника, который может и победить в решающей схватке.

Свои неудачи старик встречает с поистине христианским смирением. Он не жалуется, не ропщет, он молча делает свою работу, а когда на него нападает небольшая разговорчивость, вовремя приказывает себе вернуться к действительности и заняться делом. Потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побежденным, но это ощущение наполняет его душу невероятной легкостью.

— Кто же тебя победил, старик?, — спрашивает он самого себя и тут же дает ответ. — Никто. Просто я слишком далеко ушел в море. В этом простом рассуждении видна несгибаемая воля и настоящая житейская мудрость человека, познавшего всю необъятность окружающего мира и свое место в нем, место хоть и маленькое, но почетное.


«Старик и море», анализ повести Хемингуэя