Создатели группы и участники ОБЭРИУ
Роль группы ОБЭРИУ (“Объединения реального искусства”) в истории русской литературы XX века охарактеризовал крупнейший знаток русского авангарда Н. И. Хард-жиев в своем интервью 1995 года. “Это ведь редчайший случай, – заметил он, – реализовалось целое течение, не напечатав (кроме Олейникова) ни одной строчки”1. Такое уникальное положение сложилось из-за того, что группа возникла в 1927 году – когда начали исчезать остатки даже той относительной литературной свободы, которая существовала в Советской России в начале 1920-х гг. Еще
В этих условиях Даниил Хармс (1905-1942) и Александр Введенский (1904-1941) вместе с Николаем Заболоцким (1903-1958), Игорем Бахтеревым (1908-1997), Дойвбером (Борисом)
С этого года и вплоть до войны никаких новых объединений бывшие обэриуты уже не пытались создавать. Творчество большинства из входивших в объединение писателей и поэтов охватывает собой полтора десятилетия и не исчерпывается только эстетическими установками ОБЭРИУ. Тем не менее, в науке устоялась традиция расширительного употребления понятия “обэриутская поэтика”, при которой под него подпадает не только непосредственный период деятельности объединения, но и творчество входивших в него авторов за несколько предшествующих лет, а также в постобэриутский период (1932-1941).
Своеобразным ядром обэриутскои поэтики является творчество двух центральных фигур ОБЭРИУ – Даниила Хармса и Александра Введенского. Даниил Хармс, начинавший как последователь одной из самых радикальных футуристических линий – заумной поэзии, впоследствии эволюционировал в сторону авангардного “неоклассицизма”. Примерно то же, с некоторыми оговорками, можно сказать и об А. Введенском.
Линии жизни и творчества двух друзей-поэтов пересеклись в 1925 году, когда они, два начинающих литератора, познакомились друг с другом, возвращаясь с небольшого поэтического вечера на квартире их общего знакомого Е. Вигилянского, и дальше продолжались параллельно, порою удивительно совпадая в своих изломах.
Оба они начинали как заумники.