Создатели группы и участники ОБЭРИУ



Роль группы ОБЭРИУ (“Объединения реального искусства”) в истории русской литературы XX века охарактеризовал крупнейший знаток русского авангарда Н. И. Хард-жиев в своем интервью 1995 года. “Это ведь редчайший случай, – заметил он, – реализовалось целое течение, не напечатав (кроме Олейникова) ни одной строчки”1. Такое уникальное положение сложилось из-за того, что группа возникла в 1927 году – когда начали исчезать остатки даже той относительной литературной свободы, которая существовала в Советской России в начале 1920-х гг. Еще возможны были отдельные литературные и театральные выступления, еще писатели и поэты не были собраны в Союз советских писателей с единым для всех методом социалистического реализма, еще само понятие “литературной группы” не воспринималось как однозначно антисоветское. Тем не менее, серьезно усиливалось давление цензуры, практически стали невозможны публикации, в газетах появлялись погромные рецензии на те или иные явления культурной и литературной жизни.

В этих условиях Даниил Хармс (1905-1942) и Александр Введенский (1904-1941) вместе

с Николаем Заболоцким (1903-1958), Игорем Бахтеревым (1908-1997), Дойвбером (Борисом) Левиным (1904-1941) и Константином Вагиновым (1899-1934) создают осенью 1927 года знаменитое ОБЭРИУ. Впоследствии членом этого объединения стал рано умерший поэт Юрий Владимиров (1909-1931), а Николай Олейников (1898-1937), формально не будучи обэриутом, был очень им близок как в поэтике, так и в жизни. ОБЭРИУ фактически просуществовало только три года (1927-1930), распавшись в результате ареста в конце 1931 года Хармса, Введенского и Бахтерева, которым инкриминировалось создание “контрреволюционных произведений”. Несмотря на то, что уже в 1932 году поэтам удалось вернуться в Ленинград, ни о каком продолжении публичной совместной деятельности не могло быть и речи.

С этого года и вплоть до войны никаких новых объединений бывшие обэриуты уже не пытались создавать. Творчество большинства из входивших в объединение писателей и поэтов охватывает собой полтора десятилетия и не исчерпывается только эстетическими установками ОБЭРИУ. Тем не менее, в науке устоялась традиция расширительного употребления понятия “обэриутская поэтика”, при которой под него подпадает не только непосредственный период деятельности объединения, но и творчество входивших в него авторов за несколько предшествующих лет, а также в постобэриутский период (1932-1941).

Своеобразным ядром обэриутскои поэтики является творчество двух центральных фигур ОБЭРИУ – Даниила Хармса и Александра Введенского. Даниил Хармс, начинавший как последователь одной из самых радикальных футуристических линий – заумной поэзии, впоследствии эволюционировал в сторону авангардного “неоклассицизма”. Примерно то же, с некоторыми оговорками, можно сказать и об А. Введенском.

Линии жизни и творчества двух друзей-поэтов пересеклись в 1925 году, когда они, два начинающих литератора, познакомились друг с другом, возвращаясь с небольшого поэтического вечера на квартире их общего знакомого Е. Вигилянского, и дальше продолжались параллельно, порою удивительно совпадая в своих изломах.

Оба они начинали как заумники.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Создатели группы и участники ОБЭРИУ