Велимир Хлебников один из участников литературной группы кубофутуристов

Велимир Хлебников (1885-1922) (псевдоним Виктора Влади­мировича Хлебникова) – один из участников литературной группы кубофутуристов, или будетлян. Именно в среде молодых художников и поэтов (братья Бурдюки, В. Каменский, А. Крученых, искусствовед М. Матюшкин, художница Е. Гуро, позже В. Маяковский) обретает поддержку уникальный талант В. Хлебникова, пытающегося обрести новые смыслы в новых, самим созданных художником словах. Жиз­ненный путь многих поэтов “серебряного века”; сопровождают леген­ды, которые помогают лучше понять художественный

мир мастера. Легендарно имя-псевдоним Хлебникова – Велимир, указывающее на что-то всеобъемлющее, вездесущее, всемирное.

Легенда о Вели – мире Хлебникове – история человека, скитающегося по жизни в бу­квальном и поэтическом смысле. До сих пор литературоведы решают вопрос: кто же такой Хлебников, каков его поэтический мир – ро­мантичный или реалистичный, утопичный или исторический. Поэт был готов найти связь с любой частью природы, Вселенной:

Мне много ль надо? Коврига хлеба И капля молока Да это небо,

Да эти облака!

(“Каменная баба”;)

Родился В. Хлебников в семье ученого-натуралиста.

Детство и от­рочество будущего поэта прошло в калмыцких степях Астраханской губернии. Впоследствии академические знания не привлекли Хлеб­никова, несмотря на то, что он пробовал учиться на разных факульте­тах: сначала физико-математический, затем естественное отделение Казанского университета. В 1908 году переходит с факультета естест­венных наук на историко-филологический Петербургского универси­тета.

В. Хлебников предпочитает живое общение с известными писа­телями и поэтами: А. Толстым, С. Городецким, Н. Гумилевым, М. Кузьминым и др. Присматриваясь к современной литературе, поэт ищет собственный нетрадиционный путь в искусстве. Литературный дебют В. Хлебникова состоялся в 1908 году в еженедельнике “Весна”;.

В отличие от символистов (Ф. Сологуб, К. Бальмонт), которые славили потусторонний мир и по-особому относились к смерти, тьме, ночи, Хлебников воспевает земную жизнь, естественные существа; стремит­ся увидеть “величие в малом”;, вникает во всевозможные микроэле­менты, рассматривает их как бы под микроскопом:

Крылышкуя золото письмом Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер “Пинь, пинь, пинь!”; тарарахнул зинзивер. О, лебедиво!

О, озари!

(“Кузнечик”;)

В данном стихотворении поэтом используется эффект “двойного значения”;: объяснение значение слова с разных позиций. Чтобы понять созданный поэтом художественный мир, необходимо не только искать значение слов в словаре В. Даля, так как именно этот словарь использовал Хлебников для поиска своего словесного языка, но и хорошо ориентироваться в словообразовании, звукопи­си. Например, звукоподражание “пинь, пинь, пинь”; сочетается со словом зинзивер, которое принимается за неологизм, но на самом деле зинзивер – маленькая, живущая у воды птичка, которую на­зывают кузнечеком.

Многим современникам это было не под силу, и поэтому Хлебникова называли дикарем, “алхимиком слова”;, не пытаясь понять сложный поэтический мир поэта. Это огорчало ху­дожника, и он иногда обижался на людей:

Я ведь такой же, сорвался я с облака.

Много мне зла причинила За то, что не этот,

Всегда нелюдим,

Всегда нелюбим…

(“Детуся! Если устали глаза быть широкими…”;)

Союз с кубофутуристами длится недолго (4 года), в этот период их взгляды на будущее преобразование мира и поэтического языка во многом совпадают. Постепенно в творчестве Хлебникова намеча­ется интерес к народной поэтике, к языческой мифологии:

Весны пословицы и скороговорки По книгам зимним проползли.

Глазами синими увидел зоркий Записки стыдесной земли.

Сквозь полет золотистого мячика Прямо в сеть тополиных тенет В эти дни золотая мать-мачеха Золотой черепашкой ползет.

(1919)

Поэт стремится к воссозданию языческого, праславянского духа. В данном стихотворении используемые метафоры и эпитеты позво­ляют поэту славить весну – пору языческих таинств и сердечной окрыленности. К фольклорно-языческим произведениям В. Хлеб­никова относятся также пьесы “Девий бог”; (1909), “Снежимочка”; (1908), поэмы “Лесная дева”; (1911), “И и Э”; (1911-1912), “Вила и леший”; (1912), стихотворение “Пламена”; (1912), рассказ “Око”; (1912) и др. Везде поэт занимается словотворчеством, иронично на­зывая себя “слова божком”;, воспринимая слово как саму действи­тельность.

В статье “Свояси”; (1919) В. Хлебников писал: “Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех сла­вянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова – вот мое первое отношение к слову. Это самовитое слово вне быта и жизненных польз. Увидя, что корни лишь призрак , за которым стоят струны азбуки, – вот мое второе отношение к слову.

Путь к мировому заумному языку”;. Хрестоматийный пример хлебников­ской звукописной зауми:

Боэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик…

(1908-1909)

В левом ряду расположены “заумные”; слова, а в правом дается их традиционное значение.

Быстрые перемены, связанные с революцией, гражданской войной, вызывают опасения поэта. Попав рядовым в запасной полк в 1916 го­ду, В. Хлебников с трудом выживает в тяжелой казарменной обста­новке. В поэме “Ладомир”; (1920) поэт дает собственный социально­эстетический идеал: картину единого человечества в единстве с при­родой: “Язык любви над миром носится”;. В стихотворениях В. Хлеб­никова послереволюционного периода появляется сатирический план:

Вы, поставившие ваше брюхо на пару толстых свай, Вышедшие, шатаясь, из столовой советской,

Знаете ли вы, что целый великий край,

Может быть, скоро станет мертвецкой?

(“Трубите, кричите, несите!”;)

Последние годы жизни В. Хлебников прожил в тяжелой нужде, го­лодая, тяжело болея. Поэт умер в 1922 году в Новгородской губернии.

Новокрестьянские поэты – особая группа, сложившаяся в 1913-1916 гг., в которую вошло новое поколение поэтов, объединен­ных осознанием своей сопричастности крестьянской России. В 1915 г. образовали литературную группу “Краса”;, вскоре ставшую общест­вом “Страда”;, куда входили Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др. Главная тема этих поэтов – крестьянская Россия. Связь с народной культурой повлияла на их поэтический язык и метафорическую систему образов.

Появление крестьянских поэтов вызвало большой интерес в литературной среде благодаря особой национальной самобытности выходцев из российской глубинки.

Именно они впервые заговорили о надвигающейся экологической катастрофе, а в революционных преобразованиях увидели гибель крестьянской Руси.

Из группы “новокрестьянских поэтов”; вышел крупнейший рус­ский национальный поэт XX в. С. Есенин, а наиболее характерным ее представителем стал Н. Клюев.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Велимир Хлебников один из участников литературной группы кубофутуристов