Сочинение Народ и личность в романе Толстого «Войнам мир»
Народ и личность в романе Л. Н. Толстого «Войнам мир» Известно, что основой «Войны и мира» Л. Н. Толстой считал «мысль народную». «Я старался писать историю народа», — одно из знаменательных высказываний автора о своем романе. Однако Андрею Болконскому и Пьеру Безухову писатель отвел в «Войне и мире» совершенно особую роль, едва ли не главную. Всякая попытка сравнения или противопоставления Андрея и Пьера была бы ошибкой.
По ряду причин эти два героя созданы автором для того, чтобы дополнять друг друга. Если вычертить
Но суть в том,
Какая-то невидимая сила заставляет людей, словно птиц, улетающих осенью на юг, шаг за шагом повторять путь своих отцов, даже еcли это дорога в никуда. Но Толстой не дает возможности Пьеру и Андрею повторить своих отцов: он испытывает идеалы мира — войной, жизнь — смертью. Разочарованные в идеалах общества («все ложь»), герои попадают под власть идей прогресса: они, каждый по-своему, собираются переделать общество.
По Толстому, прогресс — мираж, попытка лихорадочной деятельностью подменить веру («Пьеру все люди представлялись солдатами, спасающимися от жизни»).
Именно поэтому князь Андрей и Пьер на своем пути поисков истины терпят новую катастрофу, разуверившись в Сперанском и масонах. В е 1812 года началось вторжение Наполеона в Россию. Для двух героев «Войны и мира» это — период растерянности и новых поисков.
Кому верить, во что верить? «Новое чувство озлобления против врага заставило его забыть свое горе», — пишет Толстой о Болконском.
Но озлобление — всегда признак слабости, потери ориентации, почти всегда предшествующей гибели. Бессмысленно, но закономерно погибает Андрей Болконский. Безухову же удается в последнем шаге разойтись со своим другом.
Он перестает ненавидеть Наполеона и находит то, что искал всю жизнь. «Этот страшный вопрос: зачем? к чему?., заменился представлением ее»,- добрый гений романа, Наташа Ростова, возвращает Пьера к жизни, как чуть раньше — Болконского. Толстой пишет: «В Пьере была новая черта, заслужившая ему расположение всех людей; это признание возможностей каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему». Это, казалось бы, разрешение вопроса о счастье, признание того, что каждый счастлив тем, во что верит.
У счастья нет единой меры: один счастлив там, где другой умирает от горя. Пьер научился не навязывать своего понимания счастья другим и нашел общий язык с людьми, чего он так долго искал. Общий язык с людьми — его не хватило Болконскому в момент гибели.
Одиночество — вот то страшное, что преследует героев на протяжении всего романа и побеждается Пьером. Определение любви лежит в его диаметральной противоположности одиночеству. Любыми способами человек пытается преодолеть одиночество, нащупать свою духовную общность с людьми — общность радостей, интересов, идеалов, веры.
Пьер, попав в плен, встречается со странным солдатом — Платоном Каратаевым, в котором совершенно отсутствовало все самобытное, индивидуальное, загадку личности которого Пьер затем будет обдумывать всю жизнь. Благодаря своим страданиям и благодаря Каратаеву, Пьер обнаруживает свою духовную общность с народом, в нем наряду с чувством личного начинает расти и чувство национального, радость причастности к народной судьбе — пусть даже судьбе нелегкой. Этой счастливой перемене в душе героя помогает закрепиться и любовь Наташи, в которой также очень сильно глубинное, почти генетическое чувство родного, коренного, народного (вспомним ее пляску, ее гневный выкрик при нежелании родных отдать подводы раненым солдатам: «Что мы, немцы какие-нибудь!»).
Таким образом, Толстому удалось найти в жизни гармонию личного и народного и убедительно воплотить эту гармонию на страницах «Войны и мира».