Сочинение на тему: Творчество писателей родного края
Валерий Шевчук — один из украинских писателей, чей смелый творческий старт состоялся в шестидесятые годы, а возмужание, как это не парадоксально звучит, пришлось на годы застоя, годы господства в литературе метода социалистического реализма. Произошло так потому, что он своевременно понял, как при этих абсурдных общественных условиях сохранить внутреннюю свободу, а значит и свое истинное лицо, как создать свой собственный «сад нетающих скульптур» (Л. Костенко), чтобы цвел он для поколений будущих.
В то время, когда другие стремглав
То, что говорится о родственности душ, — не ерунда. Я долго над этим размышлял: родственность душ — одна из известнейших форм борьбы человека с одиночеством», — так размышляет Мальчик
Все разножанровое творчество Шевчука пронимает фундаментальный, сквозной образ Дома. Это — символ крепкой оседлости и защищенности, что-то материальное, родное, прописанное до мельчайших деталей, и вместе с тем — идеальное воплощение духовной Родины. Дом духовный.
Точный рисунок этого монументального сооружения Шевчука находим в романе-балладе «Дом на горе». И к его построению писатель подошел уже в первых рассказах и повестях и в романе «Набережная, 12». Из окон этого же Дома прослеживается украинская историю трех столетий в романе «Три листка за окном». «Это можно воспринять как легенду, как миф…» — скажет юная Галя, удивленная рассказами старенькой бабки об их странном Доме на горе.
О том необыкновенном, таинственном, прадавнем Доме, в котором большей частью рождаются девушки, а мужчины поднимаются снизу и, как правило, просят напиться воды. Те, что напьются воды из рук женщин Дома, остаются в нем навсегда. И появляются ниоткуда, чаще всего спускаются с неба в виде серой птицы, другие мужчины, которые не просят воды и не остаются в Доме, и от них рождаются странные мальчики, которые рвутся к чему-то необыкновенному, кажутся чудаками, так как владеют даром узнавать ритм во всем — там, в небе, и здесь, на земле: движение планет, движение живых и мертвых тел.
Это в самом деле похоже на легенду, на миф. А как иначе нужно воспринимать эти тринадцать фольклорно-фантастических рассказов Валерия Шевчука цикла «Голос травы» и повесть «Дом на горе»?
Оригинальное жанровое объединение прозаик назвал романом-балладой, в котором сотворил удивительные истории о зарождении в юных душах ожидаемых и тревожных движений первой любви, о святости материнства, о непостижимом мире человеческой души и природы, о тайне интуитивного постижения величия и красоты окружающего мира, переливании его естественных ритмов в мелодию настроения, в элегическую печаль переживаний и в цветы вечерней тоски угасания земной жизни…Уроки сердца, уроки чувств, которые стремится воссоздать на бумаге старый козопас Иван Шевчук, зреют непроизвольно, без напряжения воли, будто вытекают из самой жизни, и ненавязчиво, почти без самых малых умственных усилий, подаются людям, миру. Система образного мышления козопаса Ивана Шевчука, которая заложена Валерием Шевчуком в цикле рассказов «Голос травы», воссоздает характер стихийного художественного творчества народа. На этой основе строились народные фантастические рассказы, которые выражали определенный порядок народного духа, народного мировосприятия и формы его образного мышления.
Прежде всего, это персонификация природы, переведение абстрактных образов человеческого мышления в ранг персонажей-символов, дуалистическое понимание темного и светлого, бога и черта, дня и ночи, жизни и смерти, что символизировало вековечную борьбу добра и зла и формировало первоначальный моральный кодекс человека. Не случайно большинство сюжетов цикла «Голос травы» заимствовано из фольклорно-фантастических рассказов. Поэтому образ козопаса Ивана Шевчука можно толковать как сложную развернутую метафору народного образного мышления, прежде всего приемов и средств поэтики украинского народного фантастического рассказа.
Романом-балладой «Дом на горе» Валерий Шевчук стремится создать целостное представление о мире как о целостном космосе, который совмещает живую и безжизненную природу в единую вечную цепь взаимосвязей и глубоких неразрывных закономерностей. Для козопаса Ивана Шевчука все, что происходит в Доме на горе, не имеет какого-то символического значения, эти события не абстрагируются, не перерастают в символы, в легенды, а являются живой реальностью, так как владеют конкретным содержанием и обрастают живой плотью реальности. Они, подобно славному Григорию Сковороде, который писал, как жил, и жил, как писал, интуитивно пользуясь ассоциативной природой законов памяти. Трава для козопаса Ивана — это голос веков, голос земли, к которому он внимательно и тревожно прислушивается, это, в конце концов, голос его крови, призыв и завещание предков.
Не потому ли он владеет магическим даром видеть мир и людей, видеть, как рождается молоко у коз или мед в пчеле, как слаженно работают механизмы автомобиля, как бьется человеческое сердце — сквозь стены и сквозь толщу земную проникает взгляд его души и сердца. Владея этим умением, Иван стремится оставить своеобразное завещание потомкам — философские новеллы-притчи.
В этих новеллах сконденсированы и религиозные представления народа, и элементы древнеукраинского фольклора, и сюжеты и образы из этнографии славянства, и реальные события национальной истории, и библейские сюжеты и образы…Валерий Шевчук ищет и находит себя в разных литературных жанрах — роман, повесть, рассказ, новелла, эссе, драма, поэтический и прозаический перевод и т. п., но всегда остается собой, всегда работает в согласии с природой своего таланта. Писатель стремится выстроить для всех открытый, собственный Дом духовный, лишенный помпезности, зато отмеченный надежностью. Тот Дом, в который следует войти, чтобы немного увидеть небо.