Сочинение на тему: ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”
Все герои романа Л. Толстого “Война и мир” получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Вот почему положительные герои (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом защищают родину от врага.
Однако значительное место в романе “Война и мир” Л. Толстой отводит и отрицательным героям. Они образуют целый лагерь, который противостоит героям положительным.
Все они озабочены личными выгодами и далеки от народа, а потому писатель лишает их почетного права защищать Отечество.
Уже на первых страницах мы сталкиваемся с князем Василием Курагиным и из его уст слышим далеко не лестную характеристику своих сыновей – Ипполита и Анатоля. В разговоре с мадам Шерер он говорит: “Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbeciles (идиоты). Ипполит по крайней мере покойный
Вот одно различие”. Князь Василий говорит, что его старший сын “глуп и очень глуп”, но найдет свою дорогу, а младший – Анатоль – весьма умен, но из него “вышло совсем иное”.
В романе Анатоль Курагин представляет как бы тот полюс зла, те разрушительные силы, которые противостоят созидающей силе народа. Второй полюс зла представлен образом Наполеона. Есть соответствие между поведением Анатоля Курагина и историческим поведением императора Наполеона. Как Анатоль, Наполеон лишен способности понимать, что мир существует не для того, чтобы удовлетворялись его желания.
Беседуя с посланником русского императора Балашевым, Наполеон обращается к нему не как к послу врага, а как к человеку, который теперь вполне ему предан и должен радоваться вместе с ним унижению своего бывшего господина, ибо Наполеон не может представить себе, чтобы кто-то, в том числе и посол враждебного государства, не обожал его. Ему свойственна, как и Анатолю Курагину, даже наивность, проявляющаяся в его искреннем убеждении, что все должны хотеть того, чего хочет он. И в сущности разница между этими, на первый взгляд, несоизмеримыми героями только в масштабах деятельности: Наполеон действует разрушительно в историческом плане, Анатоль – в плане семейно-бытовом.
Но мотивы деятельности и Анатоля, и Наполеона одни и те же: эгоистический произвол.
Девочкой Наташа Ростова была влюблена в Бориса Друбецкого. Но ни она – обладательница редкой способности разбираться в людях и “чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц”, сумевшая с удивительной точностью разгадать характеры и своего брата Николая, и Пьера, и гусара Денисова, и дуэлянта Долохова, – ни кто-либо другой не могли даже предположить, в какого эгоиста превратится Борис позже.
Наиболее полно эгоистический характер Бориса раскрывается в истории его отношений с Жюли Карагиной. Ради богатого приданого он ведет тонкую игру, но долго не решается сделать предложение девушке, некрасивой, даже безобразной внешности. Л. Толстой говорит о Борисе, что “целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собой, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение.
Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и выражение лица, изъявляющего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастья, Борис не мог произнести решительного слова, несмотря на то, что давно в воображении своем он считал себя обладателем пензенских имений И распределял употребление с них доходов”.
Жюли также достойна своего жениха. Когда Борис испугался ее заигрываний с Анатолем Курагиным и выдавил из себя слова признания, девушка не удовлетворилась их краткостью и “заставила Бориса сказать ей все, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать то, что требовала”.
Так в поисках богатой невесты Борис Друбецкой порвал с Ростовыми. Но расчетливый карьерист Берг, наоборот, нашел в этом доме себе пару – скучную, сварливую старшую дочь Веру. Л. Толстой говорит о нем: “Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса”.
Так, уже в самом названии той должности, которую занимал его герой, слышна неприкрытая ирония писателя.
А вот объяснение причины, по которой Берг в первый день сентября 1812 года уехал из армии в Москву: “Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву, и что-то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел”.
С язвительной иронией Л. Толстой показывает, как Берг подъехал к дому Ростовых: “Берг в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел”. Он плывущим, неторопливым шагом вошел в дом, обнял старого графа и стал рассказывать о событиях. “Берг рассказал все, что он запомнил из разных слышанных за это время рассказов”.
Во время разговора Берг произносит: “Мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, – сказал он скороговоркой”. И здесь же, без всякого перехода, он с удовольствием рассказывает о том, как приобрел шифоньерку и туалет. При этом “Берг перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет”.
Он просит старого графа Ростова дать ему одну из подвод, стоящих во дворе, чтобы отвезти свои покупки домой.
Но планы Берга разрушает Наташа, которая заставила родителей сбросить имущество с подвод и отдать их для раненых. Она стыдит своих родителей, даже кричит на них: “Разве мы немцы какие-нибудь?” Этими словами Наташа морально уничтожает Берга, обнажает его истинную суть как глубоко равнодушного к бедам народа.
Следуя правде жизни, Л. Толстой показывает, что лагерь отрицательных героев нередко весьма организован и сплочен. Отрицательные герои собираются в светские салоны, обмениваются новостями, оказывают поддержку друг другу в продвижении по карьерной лестнице. Раскрывая секрет их могущества, писатель подчеркивает, что сила отрицательных героев – мнимая, потому что основывается на постоянном поиске личной выгоды, наживы и большой власти.
При столкновении личных интересов в этом лагере вчерашние друзья могут оказаться заклятыми врагами, способными без всяких раздумий переступить через вчерашнюю дружбу.
Глоссарий:
– отрицательные герои в романе Война и мир
– отрицательные герои в романе Война и мир сочинение
– Сочинение на тему отрицательные герои в романе война и мир
– отрицательные герои романа война и мир
– сочинение отрицательные герои в романе война и мир