Сочинение на тему: “МЫСЛЬ НАРОДНАЯ” В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Л. Толстой отмечал, что произведение можно счи­тать хорошим только тогда, когда автор любит в нем свою главную мысль. А в романе “Война и мир” это “мысль народная”. “Я старался писать историю наро­да”, – признавался великий русский писатель.

Работая над романом “Война и мир”, Л. Толстой сделал открытие, которое и высказал на страницах своего произведения. Смысл этого открытия сводится к тому, что в 1812 году произошла не война между двумя императорами, а Отечественная война – спра­ведливая и освободительная, которую

русский народ и армия вели против иноземных захватчиков – войск Наполеона. Вот почему уже в первых сценах произве­дения писатель связывает повествование об отдельных героях с картинами, в которых раскрывается “характер русского народа и войска”.

Главная мысль определяет не только художествен­ную форму произведения (роман-эпопея), но и харак­теры и оценку его героев. Л. Толстой характеризует все события и всех героев в их отношении к Отечест­венной войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться

общим чувством единения с народом.

Поэтому все положительные герои (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом за­щищают родину от врага; все отрицательные персона­жи (князь Василий Курагин со своим семейством, ка­рьерист Борис Друбецкой, алчный Берг, иноземные ге­нералы, московский губернатор Растопчин) озабочены личными выгодами, далеки от народа, а потому лише­ны почетного права защищать Отечество.

То, что именно “мысль народная” является для Л. Толстого основой оценки исторических событий, можно легко понять, сравнив события 1805-1807 годов и события 1812 года. Писатель выражает народное мнение, когда осуждает несправедливые захватничес­кие войны и прославляет священную освободительную войну, в которой народ отстаивает не интересы своих господ, а национальную независимость родины.

“Мысль народная” определяет и оценку писателем ис­торических деятелей романа “Война и мир”. Так, Наполе­он, от одного имени которого многие представители выс­шей русской аристократии приходили в восторженный трепет, сурово осуждается, а Кутузов, имевший не самые лестные отзывы светского общества о себе, возвеличива­ется как гениальный полководец народной войны.

Л. Толстой воссоздает в романе героические страни­цы истории народа и показывает путь своих любимых героев-правдоискателей как путь к народу, потому что именно народ является решающей силой истории. В эпи­логе романа он говорит: “До тех пор пока пишутся исто­рии отдельных лиц, – будь они Кесари, Александры или Лютеры и Вольтеры, а не история всех, без одного ис­ключения всех людей, принимающих участие в собы­тии, – нет никакой возможности описывать движения человечества без понятия о силе, заставляющей людей направлять свою деятельность к одной цели”.

Согласно выводам писателя, содержание историчес­кого процесса составляет движение народных масс, их действия, их могучая, неостановимая сила. Так “мысль народная” отразилась на определении писателем движу­щих сил истории. В романе “Война и мир” показан могу­чий образ “корабля народа”, которым пытаются управ­лять “правители-администраторы”. И пока “историчес­кое море спокойно”, им кажется, что они замечательно справляются с управлением движения корабля. “Но сто­ит подняться буре, взволноваться морю и двинуться са­мому кораблю, и тогда уже заблуждение невозможно”.

Тогда “корабль народа” выходит из всякого повиновения и “идет своим громадным, независимым ходом”, его сти­хийными действиями никто не смеет и не может управ­лять. Вспомним хотя бы сцены в Москве накануне сдачи города неприятелю и поведение губернатора Растопчина, его мысли о том, что “народная толпа страшна, она от­вратительна. Они, как волки: их ничем не удовлетво­ришь, кроме мяса”.

А ведь незадолго перед тем он мнил из себя великого патриота, “руководителя народного чувства – сердца России”. Беда Растопчина, по мысли Л. Толстого, была в том, что он “не имел ни малейшего

понятия о том народе, которым он думал управлять”.

Подобная оценка исторического развития как сти­хийного процесса делает Л. Толстого фаталистом, по­лагающим, что все события “определены предвечно” и совершенно не зависят от воли людей. Отсюда и его объяснение причин возникновения войн, движения на­родов с запада на восток и с востока на запад, и оценка роли отдельной личности в истории.

Глоссарий:

– народная мысль в романе война и мир

– Мысль народная в романе война и мир

– мысль народная в романе война и мир сочинение

– сочинение на тему мысль народная в романе война и мир

– сочинение на тему народная мысль в романе война и мир


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: “МЫСЛЬ НАРОДНАЯ” В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”