Синквейн по “Котловану”?
Предлагаем вашему вниманию очень необычный материал. Он посвящен приему, который редко применяется в школьной практике, но, как кажется, таит в себе большие возможности. Прежде всего, его хочется немедленно опробовать на уроках в младших и средних классах – к этому толкает его явно игровая природа.
Но автор статьи убеждает нас и в том, что прием этот работает среди старших школьников, к концу 11-го класса уже устающих от однообразия наших (в основном рационально-аналитических) заданий, – и работает на весьма сложном материале.
При
Думаем также, что идея делиться друг с другом небольшими методическими находками, “мелочами”, может оказаться очень полезной и плодотворной для нашего общего практического дела.
Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения
В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Способность резюмировать прочитанное, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления.
Обращение к синквейну с целью интерпретации учащимися повести А. Платонова “Котлован” не лишено риска. Одно из сложнейших для восприятия произведений русской литературы ХХ века – и сочинение из пяти строк?
Есть ли какая-то целесообразность в использовании данного приема?
Учащимся 11-го класса на заключительном этапе изучения повести было предложено написать синквейн с целью интерпретации смысла названия повести “Котлован”. Итак, первая строка синквейна – слово Котлован ; вторая – два определения к этому существительному; третья строка включает три глагола; четвертая – умозаключение, вывод к написанному выше; пятая – синоним к слову Котлован либо слово, раскрывающее его смысл, образную оценку. Рассмотрим отдельные работы.
Котлован.
Глубокий, черный.
Зияет, пугает, поглощает.
Строить общий Дом – рыть могилу.
Бездна.
(Анна С.)
Синквейн обнаруживает понимание метафорического смысла названия повести.
Котлован.
Огромный, глубокий.
Копать, надеяться, умирать.
Надежда на светлое будущее.
Могила.
(Максим М.)
В работе акцентируется трагический диссонанс между утопической мечтой и реальными результатами строительства.
Котлован.
Сырой, бездонный.
Разрушает, толкает в бездну, несет гибель.
Земля растерзана фанатиками идеи.
Могила.
(Павел К.)
Котлован.
Страшный, бездуховный.
Отучает думать, радоваться жизни.
Самое страшное – бездумная вера.
Крах.
(Елена Ю.)
Для авторов этих синквейнов особо значимым оказался мотив бездумного фанатизма, присущего сознанию тоталитарной эпохи. Очевидно понимание учениками глобальности социальной катастрофы.
Данные работы объединяет проникновение в смысл повести, ее символику, осознание читателями строительства общепролетарского дома как духовного, социального тупика, трагическая оценка происходящего. Вместе с тем в каждом из сочинений обнаруживается индивидуально-личностное понимание смысла произведения. При всем лаконизме синквейны образны, метафоричны, эмоциональны, экспрессивны – черта редкая для сочинений старшеклассников. Очевидно, что синквейн явился способом “образного обобщения” (Н.
Д. Молдавская), синтеза эмоционально-образного восприятия и понимания смысла повести.
Мы обратили внимание на то, что, интерпретируя смысл названия повести, учащиеся интуитивно обозначают понятия, сущностные для художественного мира Платонова. Например, это мотивы пустоты, тишины, безмолвия, которые в условиях школьного изучения повести не были предметом вербального анализа на уроках. К. Баршт, комментируя символику энтропии в творчестве А. Платонова, замечает: “Пустота вне человеческого тела в мире платоновского романа означает вовсе не отсутствие в нем вещества, но активную отрицательную энергетику мертвенности, интенсивно взаимодействующую с окружающей средой и гибельно действующую на человека”