“Котлован”, анализ повести Платонова
“Котлован” – повесть Платонова, завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году.
Краткая история создания
Зачастую в качестве времени написания “Котлована” указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года. Даты были проставлены самим Платоновым на титульной странице второй машинописной редакции произведения на месте вырезанного первоначального варианта. Современные исследователи
Этот период – пик коллективизации, о которой и идет речь в “Котловане”.
Название
Платоновская повесть получила название по аналогии с популярными производственными романами 1920-30-х годов – “Бруски” Панферова, “Цемент” Гладкова, “Лесозавод” Караваевой и так далее. Большая часть подобных названий имела метафорическое значение. В частности, цемент у Гладкова – не только строительный материал, выпускающийся на заводе,
Котлован – это место, где разворачивается значительная часть действия, а также яма и могила. В итоге в платоновской повести рядовой строительный объект, коих немало было в первую советскую пятилетку, превращается в символ исторического тупика. Копание котлована в произведении – первый этап строительства общего дома для пролетариев.
В финале котлован так и не выкопан до конца.
Тематика
Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать.
Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: “Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет”. В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни.
Настя умирает, котлован не выкопан.
Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки.
Вощева автор называет “заочно живущим”. Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они “были худы, как умершие”. Для инженера Прушевского весь мир – “мертвое тело”. Примеров можно привести еще много.
Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.
“Котлован” считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.
Персонажи
В “Котловане” Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти.
Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.
Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна.
Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.
Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь “для социалистического отмщения”. В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована.
Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В “Котловане” деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, – фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет.
Композиция
Повесть состоит из двух частей. Первая – городская. В центре повествования – копание котлована.
Вторая – деревенская. Здесь основное внимание уделено созданию колхоза и раскулачиванию. Такая композиция возникает не случайно. Она соотносится с речью Сталина “К вопросам аграрной политики в СССР”, произнесенной в конце декабря 1929 года на конференции аграрников-марксистов.
В ней особенное внимание уделялось вопросу “уничтожения противоположности между городом и деревней”. В финале действие возвращается в котлован – композиция закольцовывается.
Языковые особенности
“Котлован”, как и другие платоновские произведения, отличает особенный язык. Одна из ключевых его особенностей – индивидуально-авторские сочетания. Они выполняют функции средств художественной изобразительности, а также помогают отразить авторскую философию, обратить внимание читателей на проблемы, волнующие автора.
Литературное направление и жанр
В 1920 году, будучи еще начинающим автором, Платонов заполнял анкету Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Среди прочих там был следующий вопрос: “Каким литературным направлениям вы принадлежите или сочувствует?”. Платонов ответил: “Никаким, имею свое”.
Этой позиции он придерживался на протяжении всего творческого пути.
Согласно определению самого Платонова, жанр “Котлована” – повесть. Кроме того, различные исследователи находили в произведении элементы других жанров. Среди них – антиутопия, производственный роман и даже мистерия.