Художественные особенности Котлован

Художественные особенности. Платоновскому стилю невоз­можно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в со­ответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов.

Новое время требовало новой поэтики. Писатель изобрел язык, который шел вразрез со всеми литературными нормами. Повесть Платонова “Котлован”;, со своими образами, символами, метафорами, полно­стью соответствует духу времени.

В результате смешения лексиче­ских и синтаксических отношений повесть написана изломанным языком, в котором смысл слов выхолащивается.

Писатель активно использует избыточные фразы, вставляя в них лишние слова. Такой художественный прием отражает не только своеобразный язык эпохи, но и делает речь персонажей и рассказчика экспрессивной и насыщенной, например: “соревно­ваться на высшее счастье настроения”; и т. д.

Герои повести употребляют в речи незнакомые слова и прибаут­ки, сочетают несочетаемые понятия, например: “левацкое болото правого оппортунизма”;, “видя по его телу класс его бедный”;, “чело­век длинного тонкого роста”;, “живи храбрее – жми друг дружку, а деньги в кружку”;. Язык повествования пестрит газетными штам­пами, лозунгами, идеологически окрашенной лексикой, например: “отправить на коллективизацию”;, “узкими масштабами строиться”;. Использованные автором приемы делают речь персонажей яркой и образной.

Художественное открытие писателя заключается в том, что посредством просторечий и сниженной лексики Платонов на­шел способ выразить серьезные понятия, сделать их доступными широким народным массам.

Автор повести довольно скупо использует цвета. Чаще осталь­ных он обращается к желтому цвету, который является для писате­ля цветом горя и несчастья. Обращение к красному цвету обуслов­лено его социальной значимостью.

Черный цвет сопровождает ге­роев в описании раскулачивания колхозников. Цвет используется для дополнительных характеристик персонажей. Так как главный мотив повести – преобладание смерти над жизнью – то герои Платонова наделены “слепотой”;, или “дремлющим зрением”;, как называет его сам писатель.

Изображаемый им мир немногоцветен.

Необыкновенно яркие метафоры в художественном тексте, пере­ходящие в гротеск, подчеркивают безысходность строительства бу­дущего. Герои повести роют котлован для дома всеобщего счастья, а спят в гробах, заготовленных для себя крестьянами. Дома крестьян пусты, а на кузне трудится за всех медведь, который затем прини­мает участие в раскулачивании. В послесловии к американскому изданию “Котлована”; И. Бродский отметил сюрреализма Платоно­ва, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строи­тельстве медведя-молотобойца.

По мнению Бродского, Платонов “сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, за­глянув в которые однажды, он уже более не смог скользить по ли­тературной поверхности”;.



Художественные особенности Котлован