ОСТРАЯ САТИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. ПЛАТОНОВА
ОСТРАЯ САТИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. ПЛАТОНОВА
Русская литература первых десятилетий XX века отмечена мощной сатирической направленностью, чему являются подтверждением произведения Е. Замятина, М. Булгакова, М. Зощенко. В этих произведениях обличаются общественные пороки, высказывается резкое неприятие насилия как способа преобразования мира. Одним из выдающихся сатириков начала XX века является А. Платонов.
В повести “Котлован” строительство дома будущего оборачивается созданием громадного котлована. Котлован – это реальность,
Все эти ситуации гротескны, и платоновский гротеск – соединение несоединимого – не вызывает смеха, а заставляет с ужасом смотреть на мир, абсурдность которого принимает враждебные, хаотические формы.
Повесть “Котлован” очень иронична по своей природе, и платоновская ирония выражает прежде всего неприятие окружающего мира. Примером такой иронии может служить следующее описание увечного человека (два
Вощев, называя инвалида “уродом империализма”, выражает тем самым не свою собственную точку зрения, а определенный тип сознания, характерный для людей его эпохи.
К финалу повести гротескное начало заметно усиливается: смерть маленькой Насти приобретает глубокий символический смысл – фундаментом нового здания становится тело мертвого ребенка. Гротеском пронизан весь стиль платоновской повести, буквально каждая фраза. Например: “В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования.
В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего роста темпа труда”. Тут явные несообразности: не премию дали в день тридцатилетия, а расчет, и работа дает средства не для жизни, а “для своего существования”. Так накапливается энергия иронии, и ее горечь погружает нас, читателей, в то время, которое рождало чудовищную бюрократическую систему, подавляющую личность, превращающую людей в безликую массу.
Этот процесс находит свое выражение и в выхолащивании языка народа. А. Платонов отразил тот переходный этап, когда канцеляритом, идеологическим штампом, бюрократической стерилизацией ломался живой язык народа. Отсюда шершавость, корявость, соединение в одно целое несоединимых слов и выражений.
Слово А. Платонова – слово-предупреждение, слово-пророчество. Голос талантливого, честного, своеобразного, ни на кого не похожего писателя доносится к нам из времени “великого перелома”, напоминая своим намеренно “вывернутым” художественным языком об опасности насильственного вмешательства в естественный ход жизни.
Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.