Символистичная картина мира

Сочинение по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица». Творческий человек может передать свое видение мира по-разному. Может — через детальное описание факта, который чем-то поразил. А может и наоборот, так как не каждый способен за частным случаем увидеть действие определенных универсальных законов бытия — с помощью символических образов рассказать о философских глубинных сущностях человеческого существования, отвлечься от будничных обстоятельств, которые навязывают собственные «правила игры», и обратиться к непосредственным

обобщениям.

Возьмем, например, понятие «счастье». Каждый понимает это слово по-разному: кто-то считает счастьем спокойная родственная жизнь, кто-то — творческий поиск, открытие нового, кто-то не воображает счастья без денег. Понятно, что и путь к каждому такому счастью будет разным.

Но, же будет и кое-что общее — собственно поиск счастья как такой. Это чему бы не рассмотреть отстраненные от конкретных условий и конкретного понимания счастья, наиболее общие и абстрактные моменты этого важного для человека вопроса?

Именно эта проблема раскрывается в пьесе бельгийского символиста Мориса

Метерлинка. Счастье в его произведении — это Синяя птица. Можно еще раз подчеркнуть, что речь идет не о каком-то четко очерченном понимании счастья определенного человека, а именно об образе счастья вообще. По этому принципу обобщения строятся и другие символические образа, объединенные в действии они превращаются в символы определенных мыслей и идей, а если взять пьесу в целом — создают символическую картину мира, который отвечает мировоззрению автора.

Таинственное содержание, по мнению Метерлинка, может быть скрытый не только в словах и действиях, а даже в молчании. Это произведение вместе с тем и очень простое для восприятия, форма сказки разрешает смотреть пьесу даже маленькому ребенку, но объединение аллегорических символов заставляют и взрослого поломать главу над вечными духовными проблемами, «закодированными» в образе пьесы. Не случайным есть даже то, что главные герои пьесы — дети.

Образ ребенка по обыкновению символизирует безгрешную чистую душу. Таинственные сущности мира могут постигнуть лишь именно такие люди: чистые, непредубежденные, наивные, с широко расплющенными глазами, которые тянутся к добру и способные на сочувствия.

Итак, Тельтиль и Метиль на Рождество встречаются с феей Борилюною и отправляются на поиски счастья — Синей птицы, что живет в дворце Ночи, но может существовать и при солнечном свете. Как выясняется потом, сделать это невозможно, и это уже неважно: этим детям открылось столько важных вещей о мире, что они приобретают умение видеть его новыми глазами. Они путешествуют Страной Воспоминаний (без которой нет пути к счастью), Царством Будущего, им как детям дровосека препятствуют деревья (символ ответственности детей за поступки родителей), Тельтиль и Метиль узнают, какие существуют наслаждения: отвратительными Наслаждения есть, когда не хочется, Быть Богатым, Ничего Не Делать, к «знакомым незнакомцам» Домашних Наслаждений: Быть Здоровым, Любить Родителей, Видеть Звезды, и даже Большой Радости: Быть Справедливым, Быть Добрым, Радость Материнской любви.

А сколько людей путают наслаждения именно со счастьем?! Увидев их собственными глазами, Тельтиль и Метиль начинают понимать и эту разность. Итак, оказывается, ищут они не только счастье, а и жизненные идеалы, без которых понять счастье тоже невозможно.

Одолевать препятствия помогает им Душа Светлая. Не случайно Свет — один из любимейший образов символистов. Именно Душа Света помогает детям постичь настоящие ценности жизни, хотя и не разрешает преждевременно отвергнуть покрывало, что скрывает неведомые истины. Для настоящего понимания чего-то весьма простые пути не пригодны.

В путешествии Тельтиля и Метиля сопровождают души Хлеба, Воды, Молока, Сахара, Огня, Кошки и Собаки. Они не всегда оказываются помощниками: Вода и Огонь (две противоположности) ведут споры, но настоящее противопоставление мы видим на примере символов Собаки (верности) и Кошки (измены). Как уже говорилось, поиски ведутся в дворце Ночи, которая ставит детям препятствия.

Он символизирует мрак и незнания. Но и в нем прячутся разные вещи: от ужасов (призраков, болезней, войн) до Сада Мечты. Да и Синие птицы живут именно там.

Итак, Ночь — не только зло, это невозможность человека отличить его от добра. А если вспомнить другую пьесу Метерлинка, «Слепые», образ Ночи (тьмы): вся современная жизнь, по мнению автора, проходит во тьме. Поэтому счастье, за убеждениями Метерлинка, — в познании сущностей этого мира. «Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое» — высказывает он свою позицию словами Берилюни. Опасным и сложным для детей оказывается Путь к пониманию, но они в конце концов одолевают его, и Синей птицей будет горлица, которую мальчик дарит больной девочке.

Уже не помочь найти, а именно «возвратить Синюю птицу» просит он в конце пьесы.

Дети не нашли лично себе счастье, но, познав множество важных истин, ощутили ответственность за счастье других. Наблюдая за их Путем, каждый зритель в театре (или читатель пьесы) может и себе попробовать ответить на одно из главнейших вопросов философии — о смысле бытия человека. Пусть даже не согласившись в чем-то с автором. Главное — задуматься над этим вопросом.

А будет смысл в жизни — будет и счастье…


Символистичная картина мира