Рассказ В. Винниченко “Солдатики!” – картина крестьянских мятежей



Жизненный путь Владимира Винниченко тянется от Елисаветграда в Кировоградской области до Мужена за тысячу километров от Парижа. Но где бы он ни жил, все его мысли были с родным народом. Рассказ “Солдатики!”, по определению самого автора, “картина крестьянских мятежей”. Произведение начинается описанием серого, холодного мартовского утра.

Темные, густые тучи ползут над селом. На выгоне собрались крестьяне, и их худые, пасмурные лица обращены в сторону дороги. Вчера доведенные до отчаяния голодом крестьяне разделили между собой добро из господских амбаров. Впервые за много месяцев “весело запылали печи по домам”, радостно “завтракали крестьяне той ночью”.

А утром прокатилась новость – к селу идут солдаты, которых призвал господин, чтобы укротить непокорных крестьян.

И вот теперь люди тревожно посматривают на дорогу, которая идет из небольшого леска за селом, потихоньку переговариваются об убийстве солдатами трех крестьян в Кавунивке; слышится женский плач и вздохи. Среди растерянных крестьян отличается Явтух, который уверенно успокаивает

односельчан. И люди верят ему.

Еще до недавнего времени его мало примечали в селе, а теперь этот невзрачный, неприметный мужчина первым стал перед солдатскими ружьями, чтобы защитить село от расстрела. Он находит нужные слова и рассказывает солдатам о голоде, который заставил крестьян отобрать у господина ими же заработанный хлеб, о том, что и сами солдатики – такие же крестьяне, о том, что нельзя стрелять в невинных людей. И солдаты опустили оружие, отказались выполнять приказы офицера.

И тогда озверелый офицер выхватил саблю и изо всей силы рубанул Явтуха. Крестьяне онемели от ужаса. И вот из толпы выскочил Николай и со свистом опустил на голову офицера ломаку. “Когда крестьяне и солдаты подбежали к Явтуху и офицеру, оба были уже мертвы”. Эти две смерти примирили солдат и крестьян.

Они разошлись: солдаты понесли убитого начальника в казарму, а крестьяне со вторым убитым начальником – Явтухом – возвратились в село.

Этим заканчивается рассказ В. Винниченко “Солдатики!”, и писатель предоставляет возможность читателю самому додумывать, как могли бы развиваться события дальше.

Начало XX столетия было бурным. Заострилось социальное расслоение в селах, обедневшее крестьянство было разорено и за копейки работало на господских полях. Невыносимое существование было причиной массовых восстаний крестьян.

Часто эти бунты жестоко подавлялись войсками, но иногда происходило так, что солдаты опускали винтовки, отказывались стрелять в несчастных, голодных людей. Именно такой случай взволновал душу писателя. Владимир Винниченко в небольшом рассказе – “картина крестьянских мятежей” – показал трагедию человеческой жизни.

Но при жесточайших условиях существования люди могут и должны оставаться людьми, не превращаться в зверей.

Рассказ “Солдатики!” заканчивается трагически, но то, что солдаты и крестьяне не стали врагами, разошлись мирно, вселяет надежду и оптимизм.

Начало XX века вошло в историю Украины как “грустное время”, когда начинались крестьянские бунты, поджоги и погромы господских имений, политическая жизнь набирала новые формы. Объективным и внимательным летописцем этого времени стал Владимир Винниченко – активный политический деятель и выдающийся писатель. Со страниц его ранней прозы появилась целая панорама украинской “низовой” жизни: помещичьи дома, солдатские казармы, толпы отходников, студенческие общества.

Читая эти произведения, мы убеждаемся, что в центре внимания писателя – толпа, людские массы как целостный организм с присущими ему законами. И здесь же Винниченко ставит следующую проблему: показать взаимоотношения вождя и этой толпы, роль и место каждого в обществе.

В рассказе “Солдатики!” (1903) писатель-политик показал, как из простого и неприметного крестьянина рождается предводитель, раскрывает психологию его лидерства. Как же произошло, что Явтух, “которого даже и не замечали в селе”, стал в ответственную для односельчан минуту предводителем? Винниченко медленно, постепенно изображает перед нами путь этого преобразования.

И так же постепенно, но уверенно мы убеждаемся, что преобразование такое обусловлено самим временем.

Ситуация, которая произошла в селе после появления прокламации, нарушили его обычную жизнь: она заволновалась, покатили слухи: “везде восстают мужики на господ и отбирают себе их землю”. А для крестьян земля – это возможность зажить по-человечески, у них зарождается слабая надежда изменить в лучшую сторону свое существование. Но они, пока еще неорганизованны, нуждаются в предводителе. В селе есть староста, и он – из прошлой, “старой” жизни, которую они хотят изменить.

Появляются неформальные лидер, и люди быстро это почувствовали.

У Винниченко, на мой взгляд, непростая задача: убедить нас, читателей, что именно Явтух заслуживает место лидера крестьянской компании. Для этого писатель, изображая его портрет, делает ударение на одних и тех же деталях: у Явтуха твердый взгляд, ясные глаза, тихий, спокойный голос. Явтух все время среди людей, его твердо-спокойный голос действует на них как снотворное. Так, с растерянным человеком не пойдут, люди последуют за тем, кто способен с наименьшими потерями вывести их из трудной ситуации.

Кроме того, Явтух передал людям веру в правоту своих действий, убедил, что они правы. Это, мне кажется, очень важно, когда, глубоко постигши ситуацию, предводитель привлекает к своей вере единомышленников, что будут поддерживать его.

Очень показательным является призыв Явтуха на сельском востоке, что состоялся по его же инициативе, “убить неправду”.

Он напоминает односельчанам о христианском сознание, говорит то, что они хотят слышать: отобрать господское добро – это Божье дело. Так выступление на востоке окончательно утверждает за ним роль предводителя.

В своем задании срисовать нового лидера масс Винниченко идет дальше, подавая словесный и моральный поединок двух лидеров: неформального (Явтуха) и формального (офицера). Моральная победа – на стороне Явтуха, который снова использует свой аргумент: “грех”. Стрелять в невиновных – это грех! И мы видим, что уже и солдаты идут за этим новым, неформальным лидером, моральная сила которого – в правоте.

Обозленный офицер убивает Явтуха саблей (за что тут же расплачивается собственной жизнью!). Таким финалом Винниченко подчеркивает: кто ведет за собой других, перестает принадлежать себе. В этом – особенность взаимоотношений лидера и массы.

Мне кажется, что лидерам современности, которые стремятся быть у власти, не помешало бы перечитать Винниченко рассказ “Солдатики!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Рассказ В. Винниченко “Солдатики!” – картина крестьянских мятежей