Рецензия на сборник рассказов “Восток, Запад” Салмана Рушди
Имя Салмана Рушди хорошо известно российскому читателю. Правда, до некоторых пор книги Рушди, уроженца Индии, пишущего по-английски, не переводились на русский язык. Но уже и тогда история об авторе, которого иранские власти осудили на смерть за роман, порочащий мусульманскую религию, будоражила умы. Политический скандал постепенно перерос для отечественной аудитории в литературное открытие, и теперь мы можем видеть на прилавках книжных магазинов произведения Рушди, одно за другим выходящие на русском языке.
Среди них – сборник рассказов
Прежде всего, говоря о достоинствах книги, следует отметить, что в ней успешно реализована сама идея сборника. Рассказы, собранные вместе под одной обложкой, кажутся на первый взгляд очень разными, далекими друг от друга в сюжетном и культурном отношении; но с другой стороны, все они объединены общей идеей. Каждый из рассказов повествует о судьбе одной человеческой мечты.
Рушди либо развенчивает ее иллюзорность, либо с необыкновенным мастерством реализует старую как мир идею о проницаемости границ
Рушди не делает выводов, следующих из сравнительного анализа Востока и Запада, чего, в принципе, можно ожидать от книги с таким названием. Да в рассказах и нет никакого сопоставления. Автор, напротив, сосредотачивает свое и наше внимание на общечеловеческих ценностях, на единстве в противовес разделению. После прочтения книги не остается вопросов о принципиальной возможности общего языка для людей, принадлежащих к разным культурам.
Вывод, который автор предлагает своим читателям, заключается в том, что только такой язык и существует.
Есть мнение, что в наши дни нечасто можно встретить книгу, которая была бы образцом качественной, хорошей литературы. Я с этим не согласна. И рассказы Рушди в очередной раз убедили меня в неправомерности такого суждения.
- РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК РАССКАЗОВ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ Людмилу Петрушевскую долго не печатали, так как ее рассказы считали слишком мрачными. В одном рассказе – самоубийство (“Грипп”), в другом – помешательство (“Бессмертная любовь”), в третьем – проституция (“Дочь Ксении”), в четвертом – прозябание несчастной семьи запрещенного и забытого писателя (“Козел Ваня”). Рассказы, о которых пойдет речь, были написаны в конце шестидесятых-начале восьмидесятых годов. В […]...
- Как в рассказе И. А. Бунина “Чистый понедельник” реализуется оппозиция “Восток – Запад”? Как в рассказе И. А. Бунина “Чистый понедельник” реализуется оппозиция “Восток – Запад”? В своих рассуждениях подчеркните, что интерес Бунина к религиозным преданиям Востока связан с поисками ответов на вопросы о национальном самосознании, характере. В своих путевых заметках 1900-х гг. писатель рассказывает о религиозных обрядах Востока, танце дервишей в Стамбуле, молитве евреев у Стены Плача, […]...
- Сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря ПАТЕРИК КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ-сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря, основанного в сер. XI в. П. сложился в XIII в. на основе переписки епископа Владимиро-Суздальского Симона (ум. 1226) и монаха Печерского монастыря Поликарпа. В П. включено письмо Симона, из которого известно, что Поликарп одно время был игуменом Козмодемьянского монастыря в Киеве. Он обратился к епископу Симону (также постриженнику […]...
- Рецензия на сборник стихотворений Н. М. Рубцова “Подорожник” За свою недолгую – в тридцать пять лет – жизнь Николай Рубцов успел оставить заметный след в душе читателя как поэт, влюбленный в свою Отчизну, и гражданин. С появлением его первого сборника стихотворений “Звезда полей” читатель услышал свободную и сильную, истинно поэтическую речь, глубокую, как августовское небо, и печальную, как осенняя моросящая даль. Писать свои […]...
- Герои ранних рассказов М. Горького (На примере одного из рассказов) М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом […]...
- Цикл рассказов По Руси (Горький А. М.) “Рождение человека” открыло целый цикл произведений с общим названием “По Руси”. Необходима оговорка: надо различать цикл “По Руси”, какой мы читаем сегодня, и книгу “По Руси”, с какой имели дело дооктябрьские читатели. Первые одиннадцать рассказов цикла (от “Рождения человека” до “Покойника”) были опубликованы в журналах и газетах в 1912-1913 годы и вышли с указанным заглавием […]...
- Характеристика цикла рассказов М. Горького “По Руси” Сборник “По Руси” создавался с 1912 по 1917 год. В этих рассказах о России Горький как бы возвращается к мотивам раннего творчества, к своим впечатлениям от странствий по России, но дает их в новом эстетическом преломлении. Цикл рассказов “По Руси” явился своеобразным “включением” Горького в те споры, которые в 10-е годы активно велись в писательской […]...
- Восток в лирике Сергея Есенина Литература начала ХХ века является отражением противоречий и поисков эпохи. В России идет разгар технического прогресса, борьба за духовность, за нравы. Век получает название “серебряный”. Определение “серебряный век” относят ко всему русскому искусству, но в литературе “серебряный век” закрепляется за новыми модернистскими течениями: символизмом, акмеизмом, “неокрестьянской” и футуристической литературой. К этому периоду относится творчество Бунина, […]...
- Рецензия на произведение о великой отечественной войне Нет ничего прекраснее на свете, А было всяко в жизни у меня, Чем заслонить товарища от смерти И вынести его из-под огня Нина Яковлевна Вишневская Как давно закончилась самая страшная война! Но почему-то до сих пор болит сердце и наворачиваются слезы, когда вспоминаешь многочисленные рассказы наших бабушек и смотришь документальные фильмы про войну. Конечно, очень […]...
- Идейно-художественные особенности “Колымских рассказов” В. Т. Шаламова В числе литературных величин, открытых эпохой гласности, имя Варлама Шаламова, на мой взгляд, – одно из самых трагических имен в отечественной литературе. Этот писатель оставил потомкам поразительное по глубине художественности наследие – “Колымские рассказы”, произведение о жизни и человеческих судьбах в сталинском ГУЛАГе. Хотя слово “жизнь” неуместно, когда речь идет о картинах существования человека, изображенных […]...
- Сочинение на тему: “Особенность и проблематика рассказов Л. Андреева” Леонид Андреев – один из наиболее неоднозначно воспринимаемых писателей своего времени. Основным качеством его творчества является неоднозначность трактовки, нецельность. Он ставит вопросы, но не дает на них однозначных, стопроцентных ответов. Сам писатель говорил о себе: “Кто знает меня из критиков? Кажется, никто Любит? Тоже никто. Но некоторые читатели любят – если не знают. Кто они? […]...
- Герои юмористических рассказов А. П. Чехова(2) Антон Павлович Чехов – мастер рассказа, признанный во всем мире. Его коротенькие истории имеют, в основном, незамысловатый сюжет, но наполнены глубоким смыслом. Главные герои в них – люди различных профессий, ведущие разный образ жизни, имеющие свои, непохожие мечты и цели. Обычно А. П. Чехов не стремится познакомить нас со всеми подробностями жизни своих героев, да […]...
- ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М. ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ РАССКАЗОВ). Краткое изложение текста М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес У читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не Знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Тостого, Знает Максима Горького. Правда, в этом […]...
- Рецензия на рассказ Л. С. Петрушевской “Удар грома” Л. Петрушевская – одна из самых ярких писательниц конца XX века. Ее рассказы долго не публиковали, находя различные предлоги для многочисленных отказов. Но подлинный художник все равно рано или поздно найдет дорогу к сердцам и умам своих читателей. Именно поэтому сейчас рассказы Петрушевской не сходят со страниц журналов. Уже вышли отдельные издания ее произведений. Все […]...
- Рецензия на рассказ “Родинка” (“Донские рассказы” Шолохова) Сборник “Донские рассказы” относится к ранним произведениям Михаила Шолохова. Но рассказы эти отнюдь нельзя считать лишь первыми “опытами”. Молодой писатель старается показать всю реалистичность гражданской войны, ничем ее не приукрашивая, ничего не умалчивая. В “Донских рассказах” читатель видит огромную галерею человеческих характеров – порой нарисованных парой штрихов, но таких емких и глубоких. Герои не всегда […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Молчит сомнительно Восток После возвращения в Россию Федор Тютчев успешно совмещал государственную службу и литературное творчество. Однако мало кто знал о том, что этот тонкий дипломат был приближен к царской семье. В августе 1865 года его даже возвели в ранг тайного советника, сделав правой рукой императора. За месяце до этого события, предчувствуя, что его жизнь вскоре кардинально изменится, […]...
- Герои рассказов Джека Лондона Произведения Джека Лондона приобрели широкую известность у нас в стране. Со времени появления первых сборников писателя на русском языке его популярность росла, становилась все более прочной. Моряк, рабочий, приисковый старатель, журналист, – он в своем творчестве всю жизнь сохранял тесную связь с народом. Произведения Джека Лондона полны любви и уважения к простому человеку. Его рассказы […]...
- Сборник И. А. Бунина “Темные аллеи” Многоликая и преобразующая сила любви(сочинение-миниатюра) Цикл рассказов “Темные аллеи” И. А. Бунин писал с 1937 по 1945 год. Заслуживает внимания его признание: “Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное из того, что я написал в жизни”. Первый рассказ “Темные аллеи” дает название всему циклу и является своего рода эпиграфом к нему. Поясняя свой замысел, Бунин писал: “Все рассказы этой […]...
- Цикл рассказов Азимова “Я, робот” Цикл рассказов Азимова “Я, робот” (1950) – оказал, пожалуй, не меньшее влияние на развитие научной фантастики, чем “Машина времени” Уэллса. Сформулированные Азимовым еще в начале работы над циклом о роботах (1941) знаменитые “Три закона роботехники” приняты почти безоговорочно как постулат, хотя сам он старается их обходить или придавать им расширительное толкование1. Главные герои рассказов – […]...
- Связь Донских рассказов Шолохова с сегодняшним днем Сегодняшний мир немыслим без войны, войны видимой, осязаемой, которая уносит и калечит человеческие жизни. В “Донских рассказах” Шолохов выразил все свое отношение к страшным событиям гражданской войны, явившейся трагедией русского народа. Война губительна для обеих сторон вообще и втройне трагична, когда брат воюет против брата, сосед против соседа, друг против друга. Для нации гражданская война […]...
- Художественное своеобразие рассказов В. М. Шукшина Без сомнения, В. М. Шукшин является мастером в жанре короткого рассказа. Этого писателя можно считать продолжателем традиций классической русской литературы. Основной целью человеческой жизни Шукшин считал желание помочь окружающим. Особенностью творчества писателя по праву можно считать стремление раскрыть сущность своих персонажей в самые сложные моменты их жизни. В образах, создаваемых Шукшиным, воплощены, на мой взгляд, […]...
- Своеобразие романтических рассказов М. Горького М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”. Романтические произведения М. Горького […]...
- Сатира ранних рассказов Антона Чехова Ранние рассказы А. П. Чехова отличаются ярким юмором, остроумием и легкостью сказа. Молодой писатель дарит читателю блестящий водевильный юмор. Вместе с тем, тогда же, в середине 80-х годов, в его произведениях появляется беспощадная сатира. “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий”, “Справка”, “Хамелеон”, “Унтер Пришибеев” по-новому продолжают и развивают лучшие традиции Гоголя и Салтикова-Щедрина. Смерть маленького чиновника […]...
- Единство цикла рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи” Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. “Темные аллеи” – любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же многогранна, […]...
- Анализ рассказов А. Т. Аверченко (“Октябрь Чекалкин”, “Кривые углы”, “Неизлечимые”) В предисловии к сборнику своей прозы “Круги на воде” (1912) Аверченко определил значение этой книги, да и всего своего творчества, весьма остроумно: “Прямо спасение утопающих!”. Писатель имел в виду угрозу захлебнуться в потоке мрачного пессимизма, наполнившего литературу того времени. Но в этом литературном девизе обозначена и важная для писателя художественная задача. Что бы не высмеивал […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Восток белел. Ладья катилась…” Произведение, датированное первой половиной 1830-х гг., поражает стройностью строфического рисунка: синтаксическое сходство четверостиший доведено до максимума. Лексическая анафора “восток”, начинающая каждый из трех катренов, соседствует с еще одним художественным приемом – градацией. Стилистическая фигура представлена рядом “белел” – “алел” – “вспылал”. На комплекс глаголов возложено несколько функций: он передает ход времени и связанные с ним […]...
- Рецензия на рассказ В. А. Солоухина “Мститель” Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Название рассказа “Мститель” привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, […]...
- Рецензия на произведение о Великой Отечественной войне (повесть В. Кондратьева “Сашка”) Великая Отечественная война стала сильнейшим потрясением не только для советского народа, но и для всего мира. И нет ничего удивительного в том, что многие и многие писатели обращаются к ней в своих произведениях до сих пор. Но только, на мой взгляд, русский человек может понять и воссоздать те военные годы в полной мере, ибо советскому […]...
- Г. Сковорода. Сборник “Басни харьковские” Общая характеристика сборника. Оставив педагогическую работу и живя в селах близ Харькова, Г. Сковорода написал знаменитый сборник басен “Басни харьковские”. Первая половина его (15 басен), очевидно, созданная в 1769 г., так как сам автор сообщает, что “полтора десятка басен” он написал “в седьмом десятке нынешнего века, отстав от учительской должности”. Вторая половина сборника написана в […]...
- Красота изложения “Донских рассказов” Шолохова Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в […]...
- ГЕРОИ РАССКАЗОВ В. М. ШУКШИНА – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ГЕРОИ РАССКАЗОВ В. М. ШУКШИНА В начале 60-х годов в литературу пришел яркий талант со своей темой, со своим героем – М. Шукшин. Основной жанр, в котором работал писатель, – короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологически точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Собранные вместе, его рассказы соединяются в […]...
- Рецензия на рассказ Четвертый блиндаж (Гайдар А. П.) Рассказ опубликован отдельным изданием в 1931 году в издательстве “Молодая гвардия”. Вошел в первый прижизненный сборник рассказов А. Гайдара “Мои товарищи” (иллюстрации А. Ермолаева, М., “Молодая гвардия”, 1932). Был включен в состав сборника “Рассказы” (иллюстрации Б. Дехтерева, П. Алякринского и А. Ермолаева. М.-Л., Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1940. Содержание: “Голубая чашка”, “Четвертый блиндаж”, “Дым в лесу”, […]...
- Красота русской души (по сборнику рассказов “Записки охотника”). Краткое изложение текста В пятидесятые годы девятнадцатого века в русской литературе становится популярным жанр очерков-рассказов, основанных на фактическом материале. Иван Сергеевич Тургенев создает ряд очерков, которые впоследствии объединяет в сборник “Записки охотника”. Поражает многотемность рассказов. Здесь и описание жестоких помещиков, угнетающих крепостных крестьян, видящих в них лишь “рабочую силу”, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и […]...
- Сборник “Красота и сила”, первый триумф Винниченко На протяжении литературного пути рядом с драмами, романами писатель обращался и к жанрам малой прозы. Рассказы, повести, новеллы представляют чуть ли не наилучшую часть творческого наследия Винниченко, которая получила высокую оценку И. Франко, Леси Украинки, М. Коцюбинского, М. Грушевского, С. Ефремова, Г. Зерова и получила заслуженную широкую популярность среди читателей. В 1924 – 1928 годах […]...
- Герои юмористических рассказов А. П. Чехова (1) Антон Павлович Чехов – великий русский писатель-реалист. Чехов в своем творчестве использует разные жанры: и сценки, и анекдоты, и фельетоны, и рассказы. В своих рассказах главными врагами Чехов называл ложь, лицемерие и произвол, говорил о вдохновенном труде и здоровых человеческих отношениях, отрицал ложь в семейной жизни, науке и искусстве, симпатизировал простому народу. В юмористических рассказах […]...
- Проблематика рассказов Антона Чехова Рассказы А. П. Чехова просты, коротки, но за этой видимой простотой при каждом следующем прочтении мы находим что-то новое, более глубокий смысл, обращаем внимание на сложное художественное построение. Рассказы предельно лаконичны и требуют, соответственно, определенных художественных приемов, таких как сжатость повествования, когда многое оказывается сказанным “за скобками произведения”, пресуппозиция, когда читатель понимает многое и без […]...
- Рецензия на рассказы Широкому читателю проза Варлама Шаламова стала известна лишь в восьмидесятые годы, когда писателя уже не стало. В ней трагические страницы его биографии и истории нашей страны. Шаламову, прошедшему ад лагерей, хорошо знакомы те ситуации, в которые он ставит своих героев. Поражаешься стойкости автора, его желанию остаться человеком в любой ситуации. Шаламов старается наделить своих положительных […]...
- Авторский сборник новелл Майринка (“Голем”) Своеобразность его искусства непосредственно связана с поэтикой позднего немецкого романтизма, в частности с творчеством Л. А. Арнима, Э. Т. А. Гофмана, а также с “поэзией ужасов” Е. По и Ш. Бодлера. Прозаик культивировал искусство “странной истории” с призраками и ужасами. В нем проговаривало чувство отчаяния бедного интеллигента, честной, отданной своему ремеслу маленького человека, дух и […]...
- Трагедия человека в тоталитарном государстве (на примере “Колымских рассказов” В. Т. Шалимова) “Колымские рассказы” – сборник рассказов, вошедший в колымскую эпопею Варлама Шаламова. Автор сам прошел через этот “самый ледяной” ад сталинских лагерей, поэтому каждый его рассказ абсолютно достоверен. В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта – человек, находящийся в лагере. И не […]...
- Чему учат нас герои рассказов Д. Лондона (1) Я очень люблю читать рассказы Джека Лондона. Их герои такие разные и в то же время чем-то похожи на самого автора – беспокойного и азартного, мужественного и постоянно чего-то ищущего. Д. Лондон не слишком церемонится со своими героями. Он постоянно подвергает их проверке на прочность, силу, веру, избрав для этого простой и бескомпромиссный путь – […]...