Размышления по рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”



Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего “архипелага ГУЛАГ”. В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Рассказ “Матренин двор” Напечатан в 1963 году.

Он полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево Купловского района Владимирской области. По

многочисленным деталям (лагерная телогрейка, задержка с возвратом “годков на десять”, привычка есть “дважды в день, как на фронте”, неприязнь к ночным приходам людей в шинелях) нетрудно догадаться, что рассказчик – человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь.

Не случайно он стремится “затесаться и затеряться в самой нутряной России”, обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи. Но несмотря

на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности.

В благословенном уголке России с возвышенным названием Высокое Поле “не пекли хлеба”, “не торговали ничем съестным”. Жизнь деревенской, “нутряной России” оказывается разъеденной ложью, жестокостью. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу.

“Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом”. Матрена оказывается “самим символом нутряной России”. И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу.

Только ему она рассказывает о своем горьком прошлом, только ее открывает он, “что много провел в тюрьме”. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы.

Как и Матрену, жизнь научила Игнатича “не в еде находить смысл повседневного существования”; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению. Потому ее нехитрый быт становился и его бытом: “Комнату мы не делили”. В Матрене все просто, все человечно, а значит – красиво. Солженицын не дает развернутого портрета Матрены.

Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из ее глаз.

“У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью”. Даже после страшной гибели героини ее “лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое”. Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу.

Все ее хозяйство – это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши. В смысле всего остального: она “не имела”, у нее “не было”, она ни за чем “не гналась”. Матрена не ощущает своего одиночества, потому что день ее заполнен делами, помощью другим, причем бескорыстной.

Она “праведница”.

У нее совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она “не гналась за нарядами”, “не скопила имущества к смерти”. В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают ее золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие ее скудное имущество.

Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания. Матрена была больна, но “не считалась инвалидом”, она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне”. Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа.

Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему – она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются ее добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: “Надо будет помочь колхозу”; “Завтра Матрена придешь мне пособить”.

Сами же односельчане не только не помогают Матрене, но дружно осуждают ее именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрена остается в своей деревни абсолютно одинокой. Глубоко народный характер Матрены проявляется в ее речи.

Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои “доброжелательные слова”. “Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках”. Однако при жизни Матрены Игнатич не сумел до конца понять ее, подчас не замечал ее присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь ее духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л. Толстой, – “простота, добро и правда”.

В своих поисках “нутряной России” герой не находит “идеального” народа с его патриархально – праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, – личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа – “Не стоит село без праведника”. Взгляд А. И. Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой.

Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений.

Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали). Поэтому редактор журнала Новый мир А. Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели.

Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина.

Облетели листья, падал снег и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег.

И одна революция.

И другая революция. И весь свет перевернулся.

В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием Торфопродукт. Здесь стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.

Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным тол стал скуден и беден. Колхозники до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрены, автор раскрывает через трагическое событие ее гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором лучезарная, добрая, извиняющаяся улыбка Матрены. Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни.

Все здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал далекий шум океана, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена невидимо металась и прощалась тут с избой своей. Любимые фикусы заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре.

Испуганной толпой замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы… Историю жизни Матрены автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь.

В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрена убого, бедно, одиноко потерянная старуха, измотанная трудом и болезнью.

Родные почти не появлялись в ее в доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрениной добротой и простодушием дружно осуждали за это. Смерть героини это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрена. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

Но Матрена умирает и погибает вся деревня: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город. Ни вся земля наша.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Размышления по рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”