Анализ стихотворения Фета “Непогода – осень – куришь…”

В 1850 году свет увидел второй сборник Фета. Книга включила в себя небольшой цикл “Хандра”, состоящий всего из трех произведений. В них Афанасий Афанасиевич рассматривает и анализирует состояние душевной опустошенности – странного ощущения происходящей кругом чертовщины, порождающего причудливые видения и нетривиальные сопоставления. Событий в трилогии нет.

В качестве предмета художественного изображения поэт выбирает “не происходящее ничего”, как верно заметил литературовед В. А. Кошелев.

Открывается цикл стихотворением

“Непогода – осень – куришь…”. В нем в центре сюжета оказывается феномен хандры, посещающей человека с приходом осени. В рассматриваемом тексте употребляются глаголы несовершенного вида в настоящем времени.

Благодаря их использованию удается замедлить действие, обозначить процессы, уже продолжающиеся в течение некоторого времени и не близящиеся к завершению в обозримом будущем. Ритм задается ходом настенных часов, болтающих нестерпимо и неутомимо. От их размеренного тиканья тоскливое состояние лирического героя только

усиливается. Сердце стынет, хотя топится камин и в помещение жарко.

В третьей строфе возникает мотив черта. Как уже говорилось выше, в том или ином виде он присутствует во всех произведениях цикла. В стихотворении “Непогода – осень – куришь…” Фет косвенно упоминает о нем: лирический герой жалуется, что в голову его больную лезет всякая чертовщина.

Во втором тексте “Хандры” – “Не ворчи, мой кот-мурлыка…” – в роли черта выступает как раз представитель семейства кошачьих. В третьем и закрывающем цикл произведении – “Друг мой, я сегодня болен…” – о нечистом говорится практически напрямую:
…Вон – вон тот, что смотрит плутом,
С черной мордою козлиной?

В стихотворении “Непогода – осень – куришь…” чертовщина становится причиной возникновения в голове героя странных образов. Предаваясь “принужденной дремоте”, он слышит, будто в соседней комнате кого-то учат азбуке, а в кабинете или в зале в худо запертом рояле пляшут крысы. Последняя сцена напоминает гениальные фантасмагории немецкого писателя-романтика Гофмана.

Мир лирического героя переворачивается, реальность все теснее переплетается с иллюзиями. На этой ноте и завершается стихотворение. При этом за две строфы до его финала казалось, что спасение от хандры найдено, ведь герой практически погрузился в столь необходимый ему сон.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Непогода – осень – куришь…”