Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”
Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается живым памятником правды, примером для современников и потомков…
Солженицын поднимал в печати те вопросы, на которые здравомыслящий человек
Ведь только такие люди смогут воспитать высоконравственных людей.
Так какими же нам нужно быть, чтобы быть людьми? Ответ на этот вопрос Александр Исаевич дает в рассказе “Матренин двор”.
Сюжет этого произведения основан на повествовании о жизни одной деревенской старухи, у которой остановился рассказчик, когда возвращался с войны в 1956 году.
Вместе с Игнатьичем кочуем мы из одного поселка в другой в поисках работы, тишины и родины…
И вот мы попадаем в село Тальново, где живет Матрена. Ее простая житейская история не лишена трагизма – судьба ее не сложилась. Она была невестой одного, но вышла замуж за его брата. А тот не любил ее по-настоящему, периодически бил…
Чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь “собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет – в десяти километрах к западу, а поселковый – к северу, час ходьбы”.
Много было горестей в ее судьбе, но она не озлобилась, а осталась доброй, отзывчивой и ласковой женщиной. Рассказчик указывает на своеобразие речи Матрены, выражающей ее принадлежность к “настоящей”, по мнению автора, России – она не говорила, а “напевала умильно”: “Пей, пей с душою желадной. Ты, потай, приезжий?”; “Не умемши, не варемши – как утрафишь?”
Облик Матрены подобен иконе, жизнь – житию святых. Так, в образе героини автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие на мир. Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: “Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить”.
Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героини.
Ее дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского Ноя: “Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…”
Матрена – праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний; праведник, без которых “не стоит село”. Она выгодно отличается от других односельчан. Они же считают ее дурочкой, которая ничего не понимает в жизни.
А считают люди героиню такой только потому, что она безотказная. У самой забор еле стоит, а Матрена другим помогать идет: и сено жать, и пахать, и поминки делать, да много еще чего. Ей говорят спасибо, но все же считают такое поведение странным.
Матрену не уважают, не пытаются ей подражать, быть такой же доброй и отзывчивой, как она. И в этом, по мнению автора, и заключается беда русского народа.
Матрена – обычная русская женщина, но она необычный человек, который представляет собой самое лучшее, что есть в русском национальном характере, что есть в русской деревне. Именно такие, как она, и составляют гордость нации. И как жаль, что таких, как Матрена Васильевна, очень мало, а гораздо больше тех, кто, не задумываясь, только потребляет и, потребляя, не умеет отдавать.
Да, по мнению других, Матрена была несчастлива в жизни. А по ее мнению, все было хорошо, потому что сердце было чистое и душа добрая, потому что не злобилась никогда и не предавала, потому что померла без покаяния, да оно ей, безгрешной душе, и не нужно было. Святая она была, добрая, как жаль, что мало таких живет на свете.
А было бы больше – не было бы ни войн, ни убийств, ни жестокостей, потому что человечество тратило бы свои ресурсы на мирные цели, а не на вооружение.