Знакам препинания отведена роль музыки языка: с их помощью мы произносим фразы с необходимой интонацией и делаем паузы в правильном месте. Однако это еще не все их достоинства. Во многих случаях благодаря пунктуации, человек приходит к пониманию смысла конкретной фразы, или текста в целом.
Многоточие, к примеру, принуждает читателя к остановке и размышлению, а посредством тире мысль приобретает динамичность. Особая роль в понимании текста отводится знакам, стоящим в конце предложения.
Знаки препинания способствуют передаче множества оттенков смысла.
Каждому из пунктуационных знаков, расположенных в предложении, свойственно иметь собственное значение.
Например, текст Каверина содержит предложении 17, в конце которого находится восклицательный знак. Данному предложению характерна высокая степень экспрессивности, эмоциональности, а благодаря наличию знака, читатель приходит к выводу, что мальчик с большим трудом разобрался в научной книге. Предложение 33 содержит запятую, предназначенную здесь для обособления вводного слова «итак».
Посредством знака препинания выделяется слово, акцентирующее внимание на логическом выводе, к которому пришел мальчик во время своих размышлений.
Большое значение придается кавычкам, выступающим тоже в качестве знака препинания. Их применение способствует выделению фразы как чужой, то есть, возможно, повествователь не согласен с ней. Такой функцией кавычки наделены в предложении 27, где герой романа выражает свое несогласие с мнением, что авиация — его очередное несерьезное «новое увлечение», так как согласно твердому убеждению парня — это дело всей его жизни.
Важность пунктуации заключается в том, что из-за ее отсутствия невозможно будет понять смысл текста.
- Раскрыть смысл высказывания Граник: «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами» (ЕГЭ по русскому) Лингвист русского происхождения Генриетта Григорьевна Граник говорила о том, что посредством знаков препинания в письменной речи можно сказать больше, чем пользуясь буквами. С их помощью можно добиться выражения различных мыслей и окрашивания чувствами. Что означает данная фраза? Применяя 10 знаков препинания, которыми представлена система современной русской пунктуации, мы добиваемся усиления восприятия текста, выражения различных чувств, ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Граника: В распоряжении пишущего и читающего есть знаки препинания (ЕГЭ по русскому) Писатель с целью передачи собственных мыслей пользуется разными средствами. Знаки препинания входят в их число. Они способствуют пониманию того, какая связь существует между элементами сообщения. Читателем также с помощью знаков препинания улавливается интонация, а соответственно, и эмоции автора наряду с чувствами героев книги. Роман Каверина «Два капитана», приведенный в задании, содержит пунктуацию, способствующую осознанию авторского ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Граник: «Союзы — это слова-связисты». (ЕГЭ по русскому) Мнение относительно использования союзов в речи Генриетты Граник, русского лингвиста, таково: союзы — выступают в роли специального средства связи между различными синтаксическими единицами: однородными членами предложения, предложениями в тексте и частями сложно составленного предложения. Посредством союзов мы осознаем то, какова смысловая связь существуют между частями, применяемыми в сложном предложении, и его однородными членами. Их неслучайно ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Салтыкова-Щедрина И синтаксис и грамматика и знаки препинания (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Я полностью согласна с высказыванием писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина о том, что любая мысль формируется во всей ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Львовой «Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи (Гиа по русскому) Я согласен с высказыванием современного лингвиста С. И. Львовой о том, что «Пунктуационные знаки препинания имеют свое определенное значение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». Безусловно, лингвист права, пунктуационные знаки препинания имеют свое определенное значение в речи. Например, восклицательный знак — ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания современного ученого Львовой Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». По выражению А. П. Чехова, знаки препинания — это своеобразные «ноты при чтении», помогающие правильно воспринимать текст, ведущие нашу ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение: «Смысл высказывания русского писателя К. Г. Паустовского: «Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» Контрольный текст: (1) Для меня музыка — это все. (2) Я люблю джаз, как дядя Женя. (3) Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4) Он свистел, кричал, аплодировал! (5) А музыкант все дул напропалую в свой саксофон!. (6) Там все про меня, в этой музыке. (7) То есть про меня и про ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Валгиной: «Тире многофункционально: оно выполняет функции и структурные, и смысловые, и экспрессивные» (ЕГЭ по русскому) Тире по праву может считаться наиболее функциональным знаком препинания, а столько экспрессивности и выразительности, как у него, имеется разве что у многоточия. Хотя многоточию не свойственно выполнять структурные и смысловые функции в таком огромном числе. Например, в тексте, взятом из произведения Г. Троепольского, несколько раз можно встретить тире — предложения 10, 12, где им пользуются, ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Введенской: Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова (ЕГЭ по русскому) Слово является одной из главных единиц языка. Словом называют определенные предметы, процессы, действия, описывают их состояние. Все явления и предметы имеют в языке свои наименования. Известный лингвист Л. А. Введенская утверждает, что «богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова», чему способствуют явления многозначности, омонимии, синонимии. Это значит, что в слове заключено множество смыслов и от ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». (ЕГЭ по русскому) Лингвист Ф. И. Буслаев о двусоставном предложении высказался примерно таким образом: в двусоставном предложении применяются соотносительные между собой два организующих центра — подлежащее и сказуемое. Главным членом предложения считается сказуемое. Оно является обозначением того, что высказывается о предмете речи. Ключевой центр предложения — это и есть сказуемое. На самом деле без него предложение не может ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку» (ЕГЭ по русскому) Накам препинания характерна функциональная значимость: они наделены закрепленными за ними обобщенными значениями. Предназначением восклицательного знака, расположенного в конце предложения, является акцентированием внимания на степени важности для автора содержимого его собственного высказывания. Всегда «восклицательные предложения…несут эмоциональную нагрузку»,- об этом говорил В. П. Морозов. Неуместным будет оспаривание данного утверждения, так как нам свойственно пользоваться предложениями с восклицательной ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Зеленецкого о роли эпитетов (Гиа по русскому) Зачем нам нужны эпитеты? Без них речь была бы бедной и невыразительной. Ведь одним метким словом можно передать не только сообщение о факте, но и рассказать, какие эмоции он вызывает, какое значение этот факт имеет. Анализируя отрывок из произведения российского писателя-публициста Н. Татаринцева, мы можем обратить внимание на то, что эпитеты, которые используются автором, «напряженная ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Розенталя: В языке есть огромное количество многозначных слов (ЕГЭ по русскому) Русские слова в подавляющем своем большинстве обладают не одним, а несколькими лексическими значениями. Одно из них выступает в роли прямого, а остальные в качестве переносных значений. Слова такого типа получили название многозначных. Многозначные слова обладают способностью к украшению языка. Они способствуют приданию речи особой выразительности и емкости. Однако, по словам Д. Розенталя, в каждом из ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Мирошниченко Некоторые ученые даже предлагают выделить два языка — устный и письменный (Гиа по русскому) Я разделяю точку зрения А. А. Мирошниченко. Действительно, устная и письменная речь сильно отличаются. Попробую доказать это на примерах из текста В. П. Крапивина. Во-первых, в устной речи нужные обороты вводные слова, междометия мы выделяем интонацией. таким образом, мы хотим донести до слушателя наиболее важную информацию или выделить голосом наше отношение к нему. Так например, ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания А. А. Зеленецкого (Гиа по русскому) Раскроем смысл высказывания русского лингвиста А. А. Зеленецкого. Он считает, что эпитеты придают образность нашему языку и тем самым совершенствуют речь. Аргументируя свою точку зрения, приведу 2 примера из прочитанного текста. В предложении 10 мы видим, что автор использует эпитет «величественный», который передает нам впечатление главного героя от увиденного: перед ним стоял «величественный» олень — ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Паустовского: В разнообразии приставок и суффиксов таится разнообразие смысла (Гиа по русскому) Высказывание К. Г. Паустовского показалось мне интересным. Он утверждал: » В разнообразии приставок и суффиксов таится разнообразие смысла». Он имел в виду, что на русском языку можно выразить все, потому что существуют разные способы словообразования, которые позволяют создавать новые слова, помогающие точнее выразить мысль. Попробую доказать это на примере текста В. Железникова. Во-первых, приставка — ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Белошпаковой Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями (ЕГЭ по русскому) Предложение входит в число ключевых понятий русского языка. Общение между людьми происходит посредством использования именно этих единиц. Существует подразделение предложений на две категории, выступающие в качестве основных: простые и сложные. Построение данной градации зависит от численности предикативных основ. В качестве сложносочиненного выступает предложение, в котором связывание частей осуществляется между собой посредством сочинительных союзов. Благодаря связи ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Успенского В языке есть слова (Гиа по русскому) Успенский: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Пояснить смысл высказывания Л. Успенского мне хотелось бы на примере предложения №30, в котором автор глазами мальчика рисует образ взволнованной бабушки. Она кропотливо протирает пыль, забыв при этом раздеться. Лексические средства помогают нам определить ее внутреннее ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Голуб: «В художественной речи использование однородных членов является средством усиления ее выразительности» (ЕГЭ по русскому) С целью усиления художественной речи авторы предпочитают пользоваться однородными членами предложения. Это их излюбленное средство. Не является случайность то, что блоки однородных членов содержат слова близкой семантики, предназначенные для исполнения усилительной функции, и синонимы. В художественной речи однородные члены применяют для того, чтобы реализовать самые яркие описания, создать динамические картины; прибегнуть к приему наглядно-образной конкретизации ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Бушко: Метафора — одно из главных средств создания художественного образа (ЕГЭ по русскому) Оборот речи, представленный в форме метафоры, подразумевает возможность употребления в переносном смысле слов и выражений на базе сравнения, аналогии, или сходства. Существуют определенные отличия обычной речи от художественной. Так как последняя стремится к передаче мыслей и чувств автора таким образом, что читателю кажется, словно он на себе ощущает все, о чем повествует автор произведения. Ей ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Пешковского: При «обратном» порядке слов член предложения (ЕГЭ по русскому) В русском языке отсутствует фиксированный порядок слов, как, это например, свойственно английскому. Расставлять слова мы можем по-разному, соответственно, если фраза звучит понятно, то в ней отсутствует ошибка. Хотя злоупотребление инверсией тоже не приветствуется, так как предложение с переставленными в нем словами понять трудно. По этой причине писателями используется «обратный» порядок слов в качестве способа выразительности: ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Черняк: «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями». (ЕГЭ по русскому) Сложное предложение считается отражением отношений, усматриваемых автором между двумя ситуациями, либо же несколькими эпизодами. Таково мнение, относительно цели применения сложного по структуре предложения, было высказано известным лингвистом Валентиной Даниловной Черняк. В действительности, она права. Автор в подобном случае испытывает потребность в акцентировании каким-то образом внимания читателя на этих отношениях, иначе он воспользовался бы двумя простыми ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение: «Смысл высказывания известного ученого Л. Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» Контрольный текст: (1) В дверь позвонили. (2) Из прихожей донеслись оживленные голоса и смех. (3) Появились гости. (4) Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5) Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6) Семен Петрович поднял меня с места и представил ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Успенского Один словарный состав без грамматики (Гиа по русскому) Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лев Васильевич Успенский Что такое язык? Это система взаимосвязанных элементов (буквы, морфемы, слова, их сочетания…), служащая для общения. Общаясь, мы передаем друг другу смысл слов, следовательно, нам достаточно для коммуникации только лексических средств, а это, в свою ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания лингвиста Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис (ЕГЭ по русскому) Термин «синтаксис» используется в качестве названия раздела науки о языке, предназначенного для изучения построения предложений и словосочетаний. Их применяют люди с целью общения между собой. Если дело касается процесса общения, то синтаксису отводится в нем очень важная роль, так как посредством правильно построенной речи собеседники способны понять мысли друг друга. В противном случае, любая точка ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Ильинской: «Образность изложения создается, как правило, применением различного рода тропов». (ЕГЭ по русскому) В процессе написания литературного произведения писатель стремится донести свою мысль таким образом, чтобы быть понятым самому, его душе, всем его мыслям и чувствам, которыми он делится с читателем. Соответственно автор не может не применять для этого различные средства Выразительности. Усилить выразительность речи можно посредством множества способов и приемов, но в первую очередь писатели предпочитают пользоваться ... Читать далее...
- Эссе смысл высказывания Федина Точность слова является (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». На мой взгляд, высказывание К. А. Федина имеет следующий смысл: огромную роль в тексте играет смысловая точность используемого автором слова. Рассмотрим примеры. Во-первых, описывая волейбольные сражения, автор, согласно требованиям смысла, использует чисто ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Виноградова: Формы словесного творчества дают возможность наглядно представить грамматические и лексические богатства речи (ЕГЭ по русскому) Под понятием словесность подразумевается художественное творчество, то есть произведения искусства слова, представленные в форме: песен, сказок, загадок, пословиц, стихов, рассказов, романов и пьес. Словесностью называют художественное творчество и искусство слова. В действительности, посредством форм словесно — художественного индивидуального творчества можно добиться вскрытия и наглядного представления стилистико-грамматических и лексических богатств и возможностей речи, применяемой в народе. ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Голуб: «В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции (ЕГЭ по русскому) Лексика на протяжении истории развития русского литературного языка пополнялась диалектизмами. Слова — диалектизмы обладают одной особенностью — их употребляют жители только какой-нибудь одной местности. Существует связь между многими словами диалектного происхождения и бытом крестьян. Это относится к словам «борона, веретено или землянка». Сегодня они не так часто встречаются, ведь население даже глухой деревни привыкло слушать ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Горелова Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет (Гиа по русскому) Язык — это тонкий инструмент, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей, поэтому нельзя не согласиться с высказыванием И. Н. Горелова, так как в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия внутреннего мира человека. Чтобы доказать правильность высказанной мысли, обратимся к тексту притчи. В предложении 5 автор светлячка называет разговорным словом ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Шергина Устная фраза, перенесенная на бумагу (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Бориса Викторовича Шергина: «Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Безусловно, устная фраза при переносе на бумагу обязательно подвергается некоторой обработке, поскольку устная речь является первичной, а письменная — вторичной, то есть, отредактированной и усовершенствованной. В письменной речи основное место отводится ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Розенталя: Важно не само определение, а сочетание (ЕГЭ по русскому) Каждое прилагательное обладает способностью к исполнению роли определения. Оно само по себе не бывает выразительным или невыразительным, но возникает какой-то оттенок значения в случае его присоединения к существительному. Самым обычным считается слово «серебряный», однако оно превращается в красивый эпитет благодаря сочетанию со словом «голосок». По мнению Д. Э. Розенталя, важным моментом является сочетание определения с ... Читать далее...
- Рассуждение эссе смысл высказывания Реформатского Местоименные слова вторичные заместители (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». Известно, что термин «местоимение» происходит от латинского «pronomen», который означает «вместо имени», другими словами, вместо прилагательного, существительного и числительного. Лингвист А. А. Реформатский был прав в ... Читать далее...
- Зачем нужны знаки препинания 4 класс сообщение и сочинение рассуждение по русскому языку Что такое знаки препинания? Это символы, которые используются в тексте для его оформления. Функции этих знаков настолько важны, ведь они определяют смысл каждой фразы, а также разделяют мысли одну от другой. К тому же они эмоционально окрашивают предложение, что дает понять, чем оно закончилось: вопросительно, утвердительно или с восклицанием. Без них все мысли путаются, и ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Паустовского «Нет таких звуков красок образов и мыслей» (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К. Г Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Я понимаю слова К. Г. Паустовского так: во Вселенной нет предмета, для которого человек не придумал точных слов. Русский язык особенно богат на выражения, ведь очень многие слова ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Короленко Русский язык…обладает всеми средствами для выражения (Гиа по русскому) С этим высказыванием нельзя не согласиться. Приведу примеры из текста современной российской писательницы Л. Е. Улицкой, в котором и строение, и содержание подчинено раскрытию главного смысла о ценности мальчишеской дружбы. Так, в предложениях 13, 14 для характеристики отрицательных героев писатель использует разговорные слова «поколотили», «заводилы», «подпевалы», «подвывалы», тем самым сразу определяя отношение к героям, еще ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Головина «К оценке достоинств речи мы должны подходить» (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Существуют различные языковые единицы: слово, предложение, словосочетание и др. Судить о достоинствах речи можно как раз по тому, насколько удачно ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Солганика ‘Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает’ (ЕГЭ по русскому) Сочинение 15.1 к варианту 24 сборника ОГЭ И. П. Цыбулько Солганик: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.» Я согласна с высказыванием Солганика, что художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. Но в этом ли заключается специфика языка художественной литературы? В разговорном стиле мы употребляем много слов-сорняков, ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Кожиной мир образов художественного произведения через его речевую ткань (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Высказывание лингвиста М. Н. Кожиной можно понимать так: когда читаешь слова и предложения, лежащие в основе речевой ткани произведения, то невольно воссоздаешь в собственном воображении художественный мир, который был рожден пером писателя. Так, например, Ю. ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Реформатского Что же в языке позволяет ему выполнять (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис». Синтаксис — это раздел языка, который помогает выполнять функцию общения, поскольку именно синтаксис изучает строение связной речи. Важным приемом синтаксиса является диалог (это форма речи, которая представляет собой непосредственно общение). В ... Читать далее...
Раскрыть смысл высказывания Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят» (ЕГЭ по русскому)