Пушкин тема природы

У человека цивилизованного к природе особое отношение. С одной стороны, человек есть часть природы и никогда не забывает об этом. С другой — природа противостоит ему как нечто дикое, нецивилизованное.

Кроме того, природа всегда оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие. Все это и заставляет писателей и поэтов обращаться к теме природы. При этом нетрудно заметить, что в русской класси­ческой литературе природа всегда воспринималась как безус­ловная ценность — эстетическая и нравственная.

Первыми о природе заговорили

сентименталисты и роман­тики — Карамзин, Радищев, Жуковский, Батюшков и другие. Это был период, когда в литературе преобладало в основном эстетическое любование природой, однако уже в это время природа противопоставлялась человеческому обществу как не­что гармоническое и светлое. В природе русские поэты конца XVIII — начала XIX века видели начало освежающее и облаго­раживающее, навевающее на человека возвышенные мысли о собственной жизни, мудрости Творца, о покое и свободе. Именно эта последняя традиция была воспринята и Пушки­ным, для которого природа прежде всего естественное обита­лище поэта, творца,
бегущего от мирской суеты «на берега пус­тынных волн, / В широкошумные дубровы».

Но Пушкин пошел дальше в понимании и изображении природы. Во-первых, в его произведениях мы едва ли не впервые встречаемся не с услов­ным, а предельно конкретным и чисто русским пейзажем — в стихотворениях «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Осень» и других. Написав в молодости немало прекрасных страниц о природе романтической, экзотической, южной, зрелый Пушкин все более тяготеет к пейзажам типично русским. Во-вторых, в противопоставлении общества и природы последняя отчетливо приобретает у Пушкина характер символа свободы, что осо­бенно ясно видно в обращении его к образу моря.

И в-третьих, в романе «Евгений Онегин» Пушкин впервые реалистически исследовал воздействие природы на становление характера че­ловека. Его Татьяна, например, зависит от русской природы в сильнейшей степени. Народность ее характера, которую отме­чали все критики, начиная от Белинского и Достоевского, в значительной степени обусловлена именно тем, что Татьяна росла среди русской природы и попала под воздействие ее скромного очарования: «Она любила на балконе / Предупреж­дать зари восход…» Не случайно национальные черты характе­ра поставлены Пушкиным в прямую связь с природными явле­ниями: «Татьяна, (русская душою, / сама не зная почему) / С ее холодною красою / Любила русскую зиму».

Именно благодаря общению с природой Татьяна усвоила ту естественность, кото­рая не изменяет ей и в светском обществе («Все тихо, просто было в ней»). Противоположностью Татьяне является Онегин, с его холодною душой, абсолютно равнодушный к природе. Это и понятно: Онегин — дитя города, цивилизации.

С Пушкиным в русскую романистику входит тема города и деревни, цивили­зации и природы, которая будет затем продолжена многими пи­сателями.


Пушкин тема природы