Пушкин тема природы
У человека цивилизованного к природе особое отношение. С одной стороны, человек есть часть природы и никогда не забывает об этом. С другой — природа противостоит ему как нечто дикое, нецивилизованное.
Кроме того, природа всегда оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие. Все это и заставляет писателей и поэтов обращаться к теме природы. При этом нетрудно заметить, что в русской классической литературе природа всегда воспринималась как безусловная ценность — эстетическая и нравственная.
Первыми о природе заговорили
Но Пушкин пошел дальше в понимании и изображении природы. Во-первых, в его произведениях мы едва ли не впервые встречаемся не с условным, а предельно конкретным и чисто русским пейзажем — в стихотворениях «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Осень» и других. Написав в молодости немало прекрасных страниц о природе романтической, экзотической, южной, зрелый Пушкин все более тяготеет к пейзажам типично русским. Во-вторых, в противопоставлении общества и природы последняя отчетливо приобретает у Пушкина характер символа свободы, что особенно ясно видно в обращении его к образу моря.
И в-третьих, в романе «Евгений Онегин» Пушкин впервые реалистически исследовал воздействие природы на становление характера человека. Его Татьяна, например, зависит от русской природы в сильнейшей степени. Народность ее характера, которую отмечали все критики, начиная от Белинского и Достоевского, в значительной степени обусловлена именно тем, что Татьяна росла среди русской природы и попала под воздействие ее скромного очарования: «Она любила на балконе / Предупреждать зари восход…» Не случайно национальные черты характера поставлены Пушкиным в прямую связь с природными явлениями: «Татьяна, (русская душою, / сама не зная почему) / С ее холодною красою / Любила русскую зиму».
Именно благодаря общению с природой Татьяна усвоила ту естественность, которая не изменяет ей и в светском обществе («Все тихо, просто было в ней»). Противоположностью Татьяне является Онегин, с его холодною душой, абсолютно равнодушный к природе. Это и понятно: Онегин — дитя города, цивилизации.
С Пушкиным в русскую романистику входит тема города и деревни, цивилизации и природы, которая будет затем продолжена многими писателями.