Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»
«Прощание с Матерой» было написано в 1976 году, и уже через год ее опубликовали в журнале «Наш современник». Повесть сразу же привлекла к себе внимание, так как она поднимала как актуальные проблемы своего времени, так и вечные вопросы существования человека. Это и проблема экологических последствий научно-технического прогресса, наступление «городского» уклада жизни на немногие оставшиеся уголки «деревенского», нетронутого цивилизацией, быта людей.
В повести раскрываются и вечные проблемы: отношений поколений, жизни
В небольшом по объему произведении Распутин сумел показать нам глобальные проблемы человеческого существования на земле и в обществе. Он показал различия городского и деревенского укладов жизни, разрушение традиций молодым поколением, отношение народа к власти.
В повести экологическая проблема сплетается со многими другими. Но именно с нее и начинает разворачиваться клубок нравственно-философских размышлений героев. Наука и техника добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно вообще было стерто с лица
На Ангаре создается ГЭС, которая будет вырабатывать электроэнергию для всей страны. Но при этом река разольется, затопит многие пойменные луга, земли, здесь изменится экологическая обстановка.
С другой стороны, переселение с острова, который затопится, в новые необжитые места — трагедия для старожилов деревни. И не только потому, что в городе все чужое, непривычное, но и потому, что на этом острове придется оставить «на потопление» могилы предков. На глазах у героев начинают разорять могилы, сжигать кресты, так объясняя это: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди.
Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты».
«Административные люди» не понимают чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать…».
Так в повести встает проблема власти и народа.
Получается, общегосударственная цель требует человеческих жертв, на первом месте стоит благо всего народа, а не отдельных личностей. Но ведь именно из отдельных людей и состоит народ. И получается, что государство, власть заботится не о членах своего общества, а о самом себе. В принципе, так всегда было и будет.
Поэтому-то и возникают столкновения власти и народа. Власть хочет перенести людей, всю жизнь проживших в деревне, в городские условия. А деревенский житель не приспособлен к такой «нелегкой» жизни, где и вода, и свет, и газ есть в доме, и никуда не надо даже выходить. В квартире он чувствует свою бесполезность, свою непричастность к жизни.
А ведь человек не может долгое время ощущать себя бесполезным. Не случайно дед Егор, переехавший на «квартиру», умирает там через несколько месяцев. Так его извела тоска по дому, по любимому острову, по труду.
Писатель показывает, как от поколения к поколению ослабевают связи с Матерой. Сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабушкой спор о техническом прогрессе. Он не видит смысла в дальнейшем существовании острова и согласен отдать его «на электричество», отрекаясь тем самым от дома, от родины и объединяясь с «официальными лицами», для которых жители Матеры — «граждане затопленные».
Автор совсем не против прогресса, но он видит, что за ним человек теряется, его уже не видно в полный рост. Недаром Распутин выкладывает в уста Дарьи слова: «Себя вы и вовсе растеряете по дороге». Эта героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди машинам.
И что человек, гоняясь за прогрессом, очень изменился. Раньше людей было мало, совести на всех хватало, а теперь — лишь бы не забыть это слово вообще, лишь бы на словах объяснить. А люди все спешат, им некогда об этом даже задуматься.
В «Прощании с Матерой» затрагивается также проблема жизни и смерти. Для чего живет человек? Автор уверен, что человек живет ради того, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставить им духовный опыт.
И умирает человек ради того, чтобы дать жить потомкам. Это естественный процесс природы. Люди живут полноценной жизнью, только если ощущают связь с предыдущими поколениями.
Вот почему старики Матеры желают смерти сейчас, пока живут на своей земле, в своем доме, со знакомыми людьми.
Итак, мы видим, что Распутин поднимает в повести проблемы, волнующие людей во все времена. Но он только показывает их, решать эти проблемы придется нам, молодому поколению.